• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Искусство, медиа, тоталитаризм: «форматирование сознания» в культуре ХХ века (1920—1970)

Статус: Майнор
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 1 модуль
Преподаватели: Кукулин Илья Владимирович, Россман Элла Юрьевна, Стрижак Евгения Александровна, Терехина Юлия Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Искусство, медиа, тоталитаризм: «форматирование сознания» в культуре ХХ века (1920—1970)» является дисциплиной по выбору. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: - «Искусство как эмансипация личности в массовом обществе. Становление постмодернизма (1950—2015)».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Искусство, медиа, тоталитаризм: «форматирование сознания» в культуре ХХ века (1920—1970)» являются понимание специфики функционирования культуры в условиях тоталитарных режимов, сходство и различия развития массового общества в ситуации тоталитаризма и демократии, а также понимание институтов, созданных в ХХ веке и способствовавших последовательной трансформации сознания и социальных отношений средствами культуры и искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать об основных реалиях культурной жизни тоталитарных обществ.
  • Знать об истории и границах применимости термина «тоталитаризм» и о дискуссиях о его применимости в современной культурологии и исторической науке.
  • Уметь распознавать культурную составляющую в социально-политических коллизиях, характерных для тоталитарных обществ.
  • Владеть навыками вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор методов и способов исследования, а также оценку его качества.
  • Уметь понимать специфику посттоталитарного общества и его культурные вариации.
  • Уметь анализировать элементы (пост)тоталитарных культурных традиций в современном обществе.
  • Уметь на грамотном литературном языке излагать результаты анализа сложных этических и эстетических коллизий, связанных с развитием культуры в условиях тоталитаризма.
  • Знать об общих чертах и о существенных различиях в культурной эволюции стран, прошедших через «тоталитарные» периоды в истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство и революция.
    Роль искусства в мифологизации революции. Ямпольский М. Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
  • Роль медиа в массовом обществе ХХ века: гомогенизация общества и распространение общеразделяемых нарративов.
    Дискуссии о тоталитаризме. Сходство и различие репрессивных режимов ХХ века.
  • Общие черты искусства репрессивных режимов.
  • Развлекательная культура в репрессивных обществах. Официальный оптимизм.
  • Переизобретение канона в тоталитарных обществах: между культом классики и ее уничтожением.
  • Медиа и демодернизация закрытого общества.
  • Социалистический реализм как политический и культурный феномен. Его происхождение.
  • Театральность власти в тоталитарных обществах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Письменный экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ognjenovic, G., & Jozelic, J. (2016). Revolutionary Totalitarianism, Pragmatic Socialism, Transition : Volume One, Tito’s Yugoslavia, Stories Untold. New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1250111