• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2017/2018

Профессиональная этика в социальных науках

Статус: Курс по выбору
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Канонир Татьяна
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

В современной профессиональной и академической среде следование принципам профессиональной этики становится неотъемлемой частью профессионального стандарта, особенно в сферах, непосредственно связанных с вовлечением людей. В рамках дисциплины «Профессиональная этика в социальных науках» аспиранты познакомятся с принятыми в академической среде этическими стандартами и основными международными и российскими документами. Через призму этики будут рассмотрены все стадии планирования и проведения исследования . В курсе предусмотрены дискуссии, семинары и лекции, которые позволят развивать сензитивность к этическим дилеммам и навыки их решения. Заключительная часть курса направлена на анализ новых этических вызовов в социальных науках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить аспирантов с профессиональными этическими принципами и документами, их регламентирующими;
  • Научить распознавать этические дилеммы в своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности;
  • Научить применять этические принципы при планировании и проведении научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные этические принципы
  • анализирует и оценивает профессиональную деятельность в контексте этических принципов
  • анализирует и оценивает научно-исследовательскую деятельность в контексте этических принципов
  • Планирует свою научно- исследовательскую деятельность в соответствии с международными этическими стандартами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Российские и международные профессиональные этические стандарты
    Изучение и анализ этических кодексов и других документов. Этические комиссии в России и в мире. Институции/организации, регулирующие соблюдение этического кодекса.
  • Этические принципы в профессиональной деятельности
    Анализ базовых этических принципов, их применение на примере анализа кейсов. Этическая дилемма.
  • Профессиональная этика исследователя
    Анализ этических принципов и их применение. Защита прав участника исследования, исследователя. Связь этики и валидности исследования. Этика и публикация исследований, плагиат. Получение акцепта со стороны этической комиссии и планирование исследования. Информированное согласие. Измерения, анализ результатов и их интерпретация. Презентация результатов исследования.
  • Этические принципы применительно к измерительным инструментам
    Этические принципы в области разработки, адаптации и практического применения измерительных инструментов с позиции клиента/участника исследования, специалиста, применяющего тест и исследователя.
  • Новые этические вызовы в социальных науках
    Онлайн исследования, открытость данных и другое.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа в формате анализа кейса
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.7 * Письменная работа в формате анализа кейса + 0.3 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kevin Lewis, Jason Kaufman, Marco Gonzalez, Andreas Wimmer, & Nicholas Christakis. (2009). Tastes, ties, and time: A new social network dataset using Facebook.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6301593
  • Lo Piccolo, F., & Thomas, H. (2009). Ethics and Planning Research. Farnham, Surrey, UK: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=292485
  • Sternberg, R. J. (2012). Teaching for Ethical Reasoning. International Journal of Educational Psychology, 1(1), 35–50. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1114377

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abebe, T., & Bessell, S. (2015). Advancing ethical research with children: Critical reflections on ethical guidelines. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A3691DA0
  • Albert, T., & Wager, E. (2011). Как разрешить авторский спор: руководство для новых исследователей ; How to handle authorship disputes: a guide for new researchers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7167CE0F
  • Paoletti, I., Menendez, F., & Tomas, M. I. (2013). Practices of Ethics : An Empirical Approach to Ethics in Social Sciences Research. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=632088