• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2017/2018

Социология литературы

Статус: Курс по выбору
Направление: 45.06.01. Языкознание и литературоведение
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины аспиранты знакомятся с современными исследованиями литературы в социологическом контексте, методами анализа литературных произведений с использованием современных междисциплинарных подходов, а также с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами зарубежной и отечественной традиции социологического изучения литературы. Выполнение практических заданий позволит сформировать навыки анализа научных текстов при помощи специального инструментария. Важной задачей курса является подготовка слушателей к самостоятельной исследовательской работе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - формирование у слушателей ориентации в современных исследованиях литературы в социологическом контексте, анализа литературных произведений с использованием современных междисциплинарных подходов;
  • - знакомство аспирантов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами зарубежной и отечественной традиции социологического изучения литературы;
  • - развитие навыков анализа научных текстов при помощи разнообразного инструментария, применяемого гибко и корректно;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в основных трендах развития социологии литературы
  • Умение ориентироваться в основных трендах развития социологии литературы в России.
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Бурдье, применять ее к анализу любых кейсов
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Гиллори, применять ее к анализу любых кейсов
  • Знание теории Моретти, умение её анализировать, критически оценивать и применять к анализу любых кейсов
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Яусса, применять ее к анализу любых кейсов
  • Умение применять социологические модели для изучения конкретных кейсов в истории русской литературы.
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Кавелти, применять ее к анализу любых кейсов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Рецептивная эстетика и изучение читателя
    Читатель как предмет изучения истории литературы. Основные понятия рецептивной эстетики (Яусс, Изер): горизонт ожидания, имплицитный читатель. Читатель и современные медиа. Исследования массового читателя эпохи интернета: культовые тексты, фэндомы, фанфикшн. Семинар 6. Проблемы читательской реакции. Рецептивная эстетика: Х. Яусс. Обсуждение статьи «История литературы как провокация литературоведения»
  • Социология русской литературы: обзор исследований
    Судьба социологии литературы в России. Начало социологии литературы в 1920-е годы: Сакулин, Рубакин, Переверзев. Социология литературы как нонконформистская научная практика в 1970-1980-е годы. Работы Сектора социологии чтения ГБЛ (Гудков - Дубин-Рейтблат - Зоркая и др.). Основные тенденции изучения социологии русской литературы в последние годы.
  • Социология литературы – основные тенденции
    Основные направления исследований литературы в социологическом ключе. Социология литературного производства, социология литературного поля, социология рецепции и др. Роль марксизма в возникновении и развитии социологии литературы. Русский формализм как импульс для развития системных социологических теорий литературы. Социологическое изучение литературы в Европе, Америке и России.
  • Социология литературного поля. Теория П. Бурдье и ее проекции
    Социология Пьера Бурдье, роль литературы и искусства в его построениях. Структура литературного поля, понятия габитуса, позиции, диспозиции, агента, символического и культурного капитала. Применения теории Бурдье к истории русской литературы (М. Макеев, М.Берг). Семинар 1: Социология литературного поля Пьера Бурдье: Обсуждение статьи «Поле литературы». Семинар 2: Применение теории Бурдье в современных исследованиях литературы
  • Современные исследования литературного канона
    Проблематизация классического канона и школьного пантеона авторов в американской академической среде 1980-х годов, позиции защитников, критиков и исследователей канона. Работы Дж.Гиллори. Проблемы изучения русского литературного канона. Семинар 3: Теория Дж. Гиллори и ее попытки ее применения к истории русской литературной культуры и литературы в школе Семинар 4: Современный школьный канон
  • Социологический анализ литературного текста
    Возможности анализа художественного повествовательного текста как источника по исторической социологии. Применение точных методов в социологии литературы. Проекты под руководством Франко Моретти. Социологическая география литературы. Семинар 5: Картографирование литературных фактов, возможности и ограничения.
  • Исследования массовой литературы
    Как массовая литература стала предметом исследования. Классические работы по типологии массовой литературы: «формульная» теория Дж. Кавелти, работы У. Эко. Изучение массовой постсоветской беллетристики (Б. Дубин). Семинар 7. Массовая литература и культура. Семинар 8. Обсуждение ее статьи Н.В. Самутиной «Великие читательницы» о феномене фан-фикшн.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание - реферат
  • неблокирующий Презентация проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.4 * Домашнее задание - реферат + 0.6 * Презентация проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bojanowska, E. M., Brooks, J., Lounsbery, A., Miller, R. F., Rebecchini, D., Stone, J., … Росси, Л. (2016). Reading in Russia. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F3DB8512
  • Moretti, F. (2000). The Slaughterhouse of Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4080AE94
  • Moretti, F. (2013). Distant Reading. London [England]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=729748
  • Network theory, plot analysis. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.629DE0C9
  • On paragraphs. Scale, themes, and narrative form. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49B0B30A
  • Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1E177901
  • Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692749
  • Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Рейтблат, А. И. (2016). Письменная литература в России в XIX веке, ее социокультурные функции и читатели. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73C9E5E9
  • Самутина, Н. (2013). Великие Читательницы: Фанфикшн Как Форма Литературного Опыта. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.84E6F7F4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eco, U. (1994). The Role of the Reader : Explorations in the Semiotics of Texts. Bloomington, Ind: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=23201
  • VDOVIN, A. (2017). “Dmitry Tolstoy’s Classicism” and the Formation of the Russian Literary Canon in the High School Curriculum. Ab Imperio, 18(4), 108–137. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=128449818