• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Через язык к менталитету нации

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Научный исследовательский семинар “К менталитету нации через язык”» является дополнительной дисциплиной профессионального цикла и занимает особое место в системе подготовки бакалавров по образовательной программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». Это теоретико-практический курс, знакомящий студентов с некоторыми принципами науч-ной работы с языковым материалом в рамках будущей специальности. По своему характеру курс является факультативным, и наряду с базовыми языковыми теоретическими дисциплинами закладывает основы общелингвистической подготовки студентов и научной практической работы. Учебная дисциплина подготавливает студентов к проведению собственного научного исследования лингвистической направленности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель учебной дисциплины – ознакомить студентов с предметом, задачами, методами когнитивной лингвистики, ее основным понятием – концептом, а также с практическим способом описания концепта посредством вербализующих его языковых единиц, что может быть в дальнейшем использовано слушателями для своих научных исследований при написании курсовых и квалификационной работ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать понятие «концепт» и подходы к его определению концепта
  • знать понятия «концептуальная и языковая картины мира», «мировоззрение, менталитет, ментальность»
  • знать место КЛ в системе наук и основные понятия КЛ
  • знать способы языковой реализации (вербализации) концепта и описания структуры концепта
  • знать теоретические основы семантико-этимологического анализа с последующей когнитивной интерпретацией его данных
  • знать определение категории пространства как онтологической категории, изменение взглядов на пространство в рамках разных исторических эпох и т.д.
  • уметь проводить семантико-этимологический анализ репрезентантов рассматриваемого концепта и выделять основные признаки концепта
  • уметь осуществлять описанный анализ с языковыми данными разных периодов развития языка
  • уметь делать вывод о мировоззренческих особенностях на определенном этапе развития общества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Когнитивная лингвистика и ее место в современной научной парадигме .
    Когнитивная лингвистика (далее КЛ) в системе наук. Становление когнитивной лингвистики (2 часа) Введение. Смена научных парадигм в языкознании. Становление когнитивной лингвистики: источники и этапы формирования науки за рубежом и в нашей стране. Е.С. Кубрякова и ее вклад в развитие КЛ в нашей стране.
  • Тема 2. Терминологическая база КЛ: основные понятия науки.
    Разум. Знание. Когниция. Катего-ризация и концептуализация. Ко-гнитивная база. Концептосфера. Концепт как базовое понятие КЛ. Подходы к определению концепта (лингвокогнитивный и лингво-культурный подход).
  • Тема 3. Структура и содержание концепта.
    Дифференциальные и когнитивные признаки концепта.
  • Тема 4. Способы описания концепта. Моделирование концепта.
    Принципы семантико-когнитивного анализа концептов. Построение номинативного поля концепта. Экспериментальные методики исследования концептов. Описание семантики языковых единиц номинативного по-ля концепта. Когнитивная интерпретация результатов семантического исследования
  • Тема 5. Понятия «мировоззрение», «ментальность», «менталитет». Соотношение понятий «концептуальная картина мира» и «языковая картина мира».
    Понятия «мировоззрение», «ментальность». Соотношение понятий «картина мира», «концептуальная картина мира» и «языковая картина мира». Концепт как основа языковой картины мира.
  • Тема 6. Категория пространства. Концепт «пространство».
    Определение категории пространства. Пространство в архаической модели мира. Пространство в античной философии. Представление о пространстве в Средние века и эпоху Возрождения. Суть бинарной природы пространства, целесообразность описания пространства посредством бинарных оппозиций. Мифологическое и языческое представление вертикального (верхнего / нижнего / срединного) пространства. Дом как центр своего пространства. Периферийные области «своего» пространства. «Внешнее», «чужое» пространства. Ментальное представление о пограничном пространстве (границе).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Проводится в виде устных опросов и бесед.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Проводится в виде письменных заданий, связанных с исследованием материала на заданную тематику.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде письменного ответа на вопросы курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашняя работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Маслова В.А. — Введение в когнитивную лингвистику - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-748-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/84598

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сабанина, Н.Р. Когнитивистика, матетика в образовании. Философские проблемы и практические приложения. Бакалавриат : монография / Сабанина Н.Р. — Москва : Русайнс, 2019. — 458 с. — ISBN 978-5-4365-3584-5. — URL: https://book.ru/book/932785 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.