• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2017/2018

Методы онлайн-исследований

Статус: Курс по выбору
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению онлайн-методов сбора данных в социальных науках. В ходе курса рассматриваются особенности онлайн-формата сбора данных по сравнению с традиционным офлайн-форматом, обсуждаются ключевые преимущества и недостатки этого формата. Отдельно рассматриваются такие методы сбора данных, как: онлайн-опрос, онлайн-интервью, онлайн-фокус группы, сетевая этнография, онлайн-наблюдение, нереактивные методы сбора данных, связанные с анализом документов и цифровых следов, социальных сетей. Применительно к каждому из перечисленных методов обсуждаются ключевые преимущества и ограничения, даются практические советы, позволяющие собраться максимально качественные данные. Курс предполагает важную практическую часть, связанную с обучением программированию онлайн-опросников с использованием распространенного специализированного программного обеспечения. Подробно рассматриваются стандарты проведения и представления результатов исследований с использованием рассмотренных методов. Обсуждаются примеры разработки дизайнов эмпирических исследований с использованием онлайн-методов в исследованиях образования. По результатам освоения курса аспиранты готовят заявку на исследование с использованием онлайн-методов сбора данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение навыками и знаниями в области проектирования и реализации фундаментальных и прикладных исследований с использованием онлайн-методов сбора данных
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные подходы к классификации онлайн методов сбора данных
  • Называет преимущества и ограничения использования онлайн методов сбора данных по сравнению с традиционными офлайн методами
  • Разрабатывает релевантный исследовательским целям и задач метод сбора данных онлайн
  • Перечисляет типы выборок, используемые в онлайн-опросах, и способы их формирования
  • Перечисляет основные типы вопросов, используемые в онлайн-опросах и типичные способы их визуального представления
  • Называет способы повышения отклика в онлайн-опросах;
  • Называет способы контроля и проверки качества данных в онлайн-опросах;
  • Распознает ключевые угрозы качеству данных в онлайн-опросах
  • Называет основные принципы проведения онлайн-интервью
  • Формулирует особенности использования смешанного дизайна сбора качественных данных (интервью и фокус-группы)
  • Формулирует принципы и подходы к реализации этнографического исследования в онлайн-среде (нетнография)
  • Называет преимущества и недостатки сетевой этнографии (нетнографии)
  • Называет особенности получения и анализа больших данных в онлайн-среде
  • Называет этические принципы работы с большими данными, собранными с помощью нереактивных методов, в онлайн среде
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в онлайн-исследования.
    Каталогизация методов онлайн исследований. Возможности и ограничения онлайн-исследований. Ключевые тренды развития онлайн-исследований.
  • Онлайн опрос как метод
    Международные стандарты проведения и представления результатов онлайн исследований. Основные угрозы качеству данных в онлайн опросах. Инструменты оценки и повышения качества данных. Проблема отклика и способы ее решения. Особенности конструирования выборки в онлайн опросах. Основные принципы визуального представления анкеты в онлайн-опросах. Влияние визуализации опросного инструментария на ответы респондентов. Основные принципы программирования онлайн анкеты.
  • Качественные онлайн-исследования: интервью и фокус-группы
    Особенности разработки проекта и реализации качественных исследований в онлайн-среде. Типологизация интервью и фокус-групп в онлайн среде.Подходы к разработке гайда итервью и фокус-групп. Ключевые угрозы качеству данных в онлайн интервью и фокус-группах. Использование смешанных (онлайн и офлайн) методов сбора качественных данных.
  • Сетевая этнография
    Основные подходы к разработке и реализации проекта этнографического исследования в онлайн-среде. Особенности, преимущества и недостатки метода. Ключевые угрозы качеству данных.
  • Нереактивные методы сбора данных онлайн
    Анализ цифровых следов и сетевой активности. Большие данные. Этические аспекты использования нереактивных методов сбора данных. Визуализация сетевых данных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Подготовка плана-проекта исследования
  • неблокирующий Разработка и программирование опросника
  • неблокирующий Выступление с докладом по заданному тексту
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.1 * Выступление с докладом по заданному тексту + 0.6 * Подготовка плана-проекта исследования + 0.2 * Разработка и программирование опросника + 0.1 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Christian, L. M. (2009). Mick P. Couper. Designing Effective Web Surveys. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9BC1FFC
  • COUPER, M. P. (2000). Review: Web Surveys: A Review of Issues and Approaches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDA82E31
  • Don A. Dillman, Robert D. Tortora, & Dennis Bowker. (1998). Principles for constructing web surveys. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.26740B19
  • Hooley, T., Marriott, J., & Wellens, J. (2012). What Is Online Research? : Using the Internet for Social Science Research. London: Bloomsbury Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=463534
  • Kozinets, R. V. . (DE-588)1035573849, (DE-576)310515769. (2010). Netnography : doing ethnographic research online / Robert V. Kozinets. Los Angeles, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.310515823
  • Kozinets, R. V. (2002). The Field Behind the Screen: Using Netnography for Marketing Research in Online Communities. Journal of Marketing Research (JMR), 39(1), 61–72. https://doi.org/10.1509/jmkr.39.1.61.18935
  • Kramer, A. D. I., Guillory, J. E., & Hancock, J. T. (2014). Experimental evidence of massive-scale emotional contagion through social networks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E82A0FBC
  • Michael Zimmer. (n.d.). But the data is already public”: on the ethics of research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EB82A515
  • Nicola Boydell MSc, Gillian Fergie MSc, Lisa McDaid PhD, & Shona Hilton PhD. (2014). Avoiding Pitfalls and Realising Opportunities: Reflecting on Issues of Sampling and Recruitment for Online Focus Groups. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B47C2324
  • ROGER TOURANGEAU, FREDERIC G. CONRAD, & MICK P. COUPER. (2016). The Science of Web Surveys. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.44B85AA4
  • Vicsek, L. (2016). Improving Data Quality and Avoiding Pitfalls of Online Text-Based Focus Groups: A Practical Guide. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A9492966
  • НАСРЕТДИНОВА МАРГАРИТА МАРСОВНА. (2015). Фокус-Группы В Режиме Онлайн. NAUKA-RASTUDENT.RU, (7 (19)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15899146
  • ТЕРЕНТЬЕВ Евгений Андреевич, НЕФЁДОВА Алёна Игоревна, & ГРУЗДЕВ Иван Андреевич. (2016). Влияние визуализации опросного инструментария в онлайн-исследованиях на качество данных. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (5 (135)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16918118

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bonnie K. Lee PhD, & David Gregory RN, P. (2008). Not Alone in the Field: Distance Collaboration via the Internet in a Focused Ethnography. International Journal of Qualitative Methods. https://doi.org/10.1177/160940690800700303
  • Christian, L. M. (2003). The influence of visual layout on scalar questions in web surveys. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A09DE58D
  • Couper, M. P., Conrad, F. G., & Tourangeau, R. (2007). Visual Context Effects in Web Surveys. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5F3A586F
  • Couper, M. P., Conrad, F. G., & Tourangeau, R. (2007). Visual Context Effects in Web Surveys. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BAB685C1
  • Couper, M. P., Tourangeau, R., & Kenyon, K. (2004). Picture This!: Exploring Visual Effects in Web Surveys. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CDEFAE02
  • Deggs, D., Grover, K., & Kacirek, K. (2010). Using Message Boards to Conduct Online Focus Groups. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E2BFC30B
  • DiGrazia, J., McKelvey, K., Bollen, J., & Rojas, F. (2013). More Tweets, More Votes: Social Media as a Quantitative Indicator of Political Behavior. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20BBCE9D
  • Frederick G. Conrad, Mick P. Couper, & Roger Tourangeau. (2003). Interactive Features in Web Surveys. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.50233597
  • Janghorban, R., Roudsari, R. L., & Taghipour, A. (2014). Skype interviewing: The new generation of online synchronous interview in qualitative research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7873F3F2
  • Leah Melani Christian, Nicholas L. Parsons, & Don A. Dillman. (2009). Designing Scalar Questions for Web Surveys. Sociological Methods & Research, (3), 393. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sae.somere.v37y2009i3p393.425
  • Liav Sade-Beck. (2004). Internet Ethnography: Online and Offline. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C95FDB27
  • Mahon-Haft, T. A., & Dillman, D. A. (2015). Does visual appeal matter? Effects of web survey aesthetics on survey quality. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91A5C890
  • Markham, A. (2017). Ethnography in the Digital Internet Era:from fields to flows, descriptions to interventions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1F1D750
  • Mavletova, A., & Couper, M. P. (2016). Device use in web surveys. International Journal of Market Research, 58(4), 523–544. https://doi.org/10.2501/IJMR-2016-034
  • Rezabek, R. J. (2012). Online Focus Groups: Electronic Discussions for Research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B0F2A5A
  • Robert V. Kozinets. (1998). On netnography: Initial reflections on consumer research investigations of cyberculture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2911C7C1
  • Words, numbers, and visual heuristics in web surveys: Is there a hierarchy of importance? (2011). Social Science Computer Review, 29(2), 193–207. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.99e5be22.a981.4836.a603.992a835279d1
  • Zwaanswijk, M., & van Dulmen, S. (2014). Advantages of asynchronous online focus groups and face-to-face focus groups as perceived by child, adolescent and adult participants: a survey study. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1EF58AEA
  • СМИРНОВ ИВАН БОРИСОВИЧ, СИВАК ЕЛИЗАВЕТА ВИКТОРОВНА, & КОЗЬМИНА ЯНА ЯКОВЛЕВНА. (2016). В поисках утраченных профилей: достоверность данных «ВКонтакте» и их значение для исследований образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6CF61DC4
  • ФЕДОРОВСКИЙ А.М. (2015). Качество Онлайн-Опросов. Методы Проверок. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9BE85898