• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2017/2018

Методы научного исследования в образовании

Статус: Курс обязательный
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит аспирантов с основными видами исследовательского дизайна в образовании, а также основными особенностями качественных, количественных и смешанных дизайнов, а также рассматривает взаимосвязь исследовательского дизайна с основными компонентами кандидатской диссертации, главным образом с исследовательским вопросом, методом и теорией. В результате прохождения курса слушатели смогут как идентифицировать и критически анализировать исследовательский дизайн научной работы, так и подбирать, конструировать и обосновывать исследовательский дизайн под конкретную исследовательскую задачу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является подготовка к сдаче и сдача кандидатского экзамена по специальности в соответствии с научной специальностью подготавливаемой научно-квалификационной работы (диссертации). Цель и задачи курса: а) познакомить аспирантов с базовыми исследовательскими дизайнами в социальных науках и междисциплинарной области «Образование», а также принципами их выбора и построения б) научить аспирантов правильно выбирать и конструировать исследовательский дизайн под конкретную исследовательскую проблему, в соответствие с целями и задачами исследования; в) познакомить аспирантов со структурой диссертационного исследования и взаимосвязью его компонентов.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать типы научных теорий; понимать роль теории в структуре и логике диссертации; уметь описывать результаты своего исследования на языке теории
  • Знать основные виды исследовательского дизайна (экспериментальные, квази-экспериментальные, неэкспериментальные, каузальные, описательные, кейс-стади и другие); знать особенности качественных и количественных, а также смешанных исследовательских дизайнов; подбирать, конструировать и обосновывать исследовательский дизайн под конкретную исследовательскую задачу; уметь критически оценивать исследовательский дизайн чужого исследования
  • Знать основные виды исследовательского дизайна; знать особенности качественных и количественных, а также смешанных исследовательских дизайнов; • уметь объяснить и проанализировать особенности качественных и количественных, а также смешанных исследовательских дизайнов; иметь навык критической оценки и пересмотра исследовательского дизайна чужого исследования и реконструкции исследовательского дизайна из научной статьи на русском и английском языках
  • Идентифицировать и анализировать лонгитюдные и срезовые дизайны, панельные и когортные исследования. Знать типы, виды и принципы построения лонгитюдных, срезовых, панельных и когортных исследований. Иметь навыки анализа особенностей количественных, а также смешанных, исследовательских дизайнов
  • Уметь идентифицировать и описывать каузальные и описательные дизайны. Знать типы, виды и принципы построения каузальных и описательных исследовательских дизайнов.
  • Идентифицировать и анализировать кейс стади и сравнительные дизайны.; знать эпистемологические принципы построения кейс-стади; уметь отличать кейс-стади как дизайна исследования от сравнительных исследований.
  • Знать и различать типы, виды и принципы построения экспериментальных и неэкспериментальных исследовательских дизайнов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория. Роль теории в диссертационном исследовании.
    Типы научных теорий (эпистемологические, grand и mid-range теории, микросоциологические, психологические, лингвистические и другие теории). Роль теории в структуре и логике диссертации.
  • Исследовательский дизайн
    Исследовательский вопрос и его связь с теорией, методами и дизайном. Понятие «исследовательский вопрос». Что является и что не является исследовательским вопросом. Принципы поиска исследовательского вопроса в социальных науках. Связь исследовательского вопроса диссертации с методами и дизайном.
  • Виды исследовательского дизайна-2
    Лонгитюдные и срезовые дизайны. Панельные, когортные исследования. Типы, виды и принципы построения лонгитюдных, срезовых, панельных и когортных исследований.
  • Виды исследовательского дизайна
    Исследовательский дизайн и его виды и классификации. Качественные и количественные дизайны. Дизайны качественных исследований. Виды исследовательских дизайнов. Качественные и количественные дизайны. Дизайны качественных исследований.
  • Виды исследовательских дизайнов-3
    Каузальные и описательные дизайны. Типы, виды и принципы построения каузальных и описательных исследовательских дизайнов.
  • Виды исследовательских дизайнов-4
    Кейс стади и сравнительные дизайны. Эпистемологические принципы построения кейс-стади. Кейс-стади как метод и дизайн исследования. Отличие кейс-стади как дизайна исследования от сравнительных исследований.
  • Виды исследовательских дизайнов-5
    Экспериментальные и неэкспериментальные дизайны Типы, виды и принципы построения экспериментальных и неэкспериментальных исследовательских дизайнов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое эссе
  • неблокирующий Письменная рецензия на научную статью
    Текст рецензии оценивается по меньшей мере тремя членами экзаменационной комиссии независимо. Действует процедура «слепого» оценивания: членам экзаменационной комиссии не известны имена авторов оцениваемых рецензий. Результаты оценивания с анонимными комментариями членов экзаменационной комиссии направляются экзаменуемому в электронном виде в течение 10 рабочих дней после завершения экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.5 * Итоговое эссе + 0.5 * Письменная рецензия на научную статью
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Armstrong, C. S., & Kepler, J. D. (2018). Theory, research design assumptions, and causal inferences. Journal of Accounting and Economics, (2), 366. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.jaecon.v66y2018i2p366.373
  • Burgess, R. G. (2012). The Research Process in Educational Settings (RLE Edu L) : Ten Case Studies. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=456154
  • Bynner, J. M., & Stribley, K. M. (2017). Research Design : The Logic of Social Inquiry. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1608766
  • Gonzalez, R. (DE-588)137158882, (DE-576)301718539. (2009). Data analysis for experimental design / Richard Gonzalez. New York [u.a.]: Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.301719047
  • Grant, C., & Osanloo, A. (2014). Understanding, Selecting, and Integrating a Theoretical Framework in Dissertation Research: Creating the Blueprint for Your “House.” Administrative Issues Journal: Connecting Education, Practice, and Research, 4(2), 12–26. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1058505
  • Günbayi, I., & Sorm, S. (2018). Social Paradigms in Guiding Social Research Design: The Functional, Interpretive, Radical Humanist and Radical Structural Paradigms. Online Submission, 9(2), 57–76. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED585253
  • HOW TO GET A PhD: A HANDBOOK FOR STUDENTS AND THEIR SUPERVISORS. (2007). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4A1CDEE9
  • Rojjanaprapayon, R. (2016). Zina O’Leary. (2004). The Essential Guide to Doing Research. Thousand Oaks, CA: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6D8EB9EC
  • Schenker, J. D., & Rumrill, J. . P. D. (2004). Causal-comparative research designs. Journal of Vocational Rehabilitation, 21(3), 117–121. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=16012317
  • Thomson, R., & McLeod, J. (2015). New frontiers in qualitative longitudinal research: an agenda for research. International Journal of Social Research Methodology, 18(3), 243–250. https://doi.org/10.1080/13645579.2015.1017900

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Back, S.-G., & Hwang, E.-H. (2005). A Quasi-Experimental Research on the Educational Value of Performance Assessment. Asia Pacific Education Review, 6(2), 179–190. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ728839
  • Fletcher, J. M., & Conley, D. (2013). The Challenge of Causal Inference in Gene–Environment Interaction Research: Leveraging Research Designs From the Social Sciences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B8A5A729
  • Leavy, P. (2017). Research Design : Quantitative, Qualitative, Mixed Methods, Arts-Based, and Community-Based Participatory Research Approaches. [N.p.]: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1497395
  • Packard, R. D., & Dereshiwsky, M. I. (1989). Case Study Research: A Model for Single-Setting, Embedded, Focus-Group Interview Design & Analysis Procedures. Assessment and Evaluation of an Educational Reform Program in a Rural Arizona School District. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED314476
  • Sykes, B., Verma, A., & Hancock, B. (2018). Aligning sampling and case selection in quantitative-qualitative research designs: Establishing generalizability limits in mixed-method studies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt74j5p4dz