• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2017/2018

Самопрезентация и убеждающая коммуникация

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются основные теоретические и практические подходы к общению. Ценность общения в настоящее время обусловлена его значимостью практически для всех сфер жизнедеятельности человека. Курс основан на совершенствовании компетенций в сфере коммуникации и управления поведением; освоение/актуализация специальных знаний и практик в области психологии самопрезентации личности, психологии воздействия и убеждающей коммуникации, позволяющих овладеть основными техниками и стратегиями самопрезентации, способами защиты от манипулятивного воздействия, что способствует формированию навыков психологического воздействия на личность и группу, обеспечивающих проведение конструктивных переговоров в деловом и личном общении, успешное публичное выступление.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие у студентов навыков научного поиска и исследовательской работы в аспекте социального взаимодействия и коммуникации
  • развитие навыков проведения экспериментальной работы в области манипуляции
  • овладение стратегиями и техниками самопрезентации
  • развитие у студентов практических навыков публичного выступления, в том числе в формате презентации самостоятельных научных исследований
  • развитие навыков убеждающей коммуникации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать ведущие теории по проблеме самопрезентации личности, публичного выступления и манипуляторного воздействия.
  • Уметь проводить психологическое исследование на основе изученных теорий и навыков социальной коммуникации.
  • Приобрести опыт подготовки, проектирования дизайна и презентации самостоятельного исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные теоретические подходы и исследования самопрезентации личности. Классификации самопрезентации: виды, типы, стратегии и тактики
    Потребность в общении. Определение самопрезентации. Основные теоретические подходы и исследования самопрезентации. Основные стратегии самопрезентации. Основания классификации самопрезентации личности. Критерий "предлагаемый способ организации поведения коммуникатора" - две группы подходов.
  • Модели самопрезентации в социальной психологии. Самопрезентация в различных сферах деятельности: гендерные и профессиональные особенности самопрезентации.
    Работы М. Снайдер: влияние личностных факторов на детерминацию самопрезентации. Исследования Г.В. Бороздиной Работы Е.В. Михайловой по обучению публичной самопрезентации Гендерные различия в самопрезентации. Особое внимание в различении мужского и женского: понятия «пол» и «гендер», - системы условных обозначений, формирующие определенный прядок отношений между людьми.
  • Имидж и самопрезентация личности. Самопрезентация в публичных выступлениях.
    Определение имиджа, теоретические рамки нового понятия. Имиджелогия - изучение природы персонального имиджа и его содержательных компонентов. Роль эмоций в процессе познания. Эмоции как важный фактор регуляции когнитивных процессов. Театральное искусство как средство возбуждения эмоционального отношения к миру.
  • Убеждающая коммуникация: этапы и механизмы психологического воздействия. Деловое общение: коммуникативная компетентность, виды и формы психологического воздействия.
    Определение уверенности в себе. Характеристики уверенной личности по А. Сальтеру. Структура уверенности в себе. Права личности по С. Келли и К.Д. Заслофф. Осознание барьеров и ограничений: основные задачи работы над собой. Психологическое влияние. Цели влияния. Виды влияния. Цивилизованное противостояние влиянию. Определение делового общения. Роль коммуникативной компетенции в деловом общении. Манипуляция: определение, критерии и виды. Психологическая игра и манипуляция.
  • Способы защиты от манипулятивных приемов воздействия. Коммуникативные техники ведения переговоров. Противостояние уловкам.
    Концепция тренинга противостоянию влияния. Отработка алгоритма противостояния воздействию. Теория и практикум по цивилизованному противостоянию влияния: мониторинг эмоций, психологическое самбо, информационный диалог, конструктивная критика и цивилизованная конфронация. Определение и структура переговоров. Практика деловых переговоров: определение целей и мотивов оппонента, матрица прогнозирования. Психологический аспект переговоров: модель постепенного сближения. Компетенции и стратегии успешного переговорщика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Текущий контроль
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Проект + 0.3 * Текущий контроль + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология самопрезентации личности : монография / О.А. Пикулёва. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001981