• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Европа в эпоху Просвещения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Историческое знание)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Карп Сергей Яковлевич
Прогр. обучения: Историческое знание
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса изучаются основные этапы становления просветительской мысли в Европе, рассматривается влияние идей Просвещения на политику, общественную мысль, литературу и искусство. Главная задача курса - дать магистрантам современные представления об эпохе Просвещения, познакомить их с появлением новых историографических подходов, рассматривающих Просвещение не как доктринальный канон, идеологическую предпосылку Французской революции XVIII века или матрицу «модерна», а как особую историко-культурную эпоху, особый «исторический мир», определяемый по своему языку, ценностям, практиками управления
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать целостное представление о месте эпохи Просвещения во всемирной истории
  • Знать современную проблематику исторических исследований по теме курса
  • Овладеть навыками историографического анализа работ, анализа письменных источников и визуальных репрезентаций по теме курса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные парадигмы исторической науки, реализуемые в изучении эпохи Просвещения
  • Уметь применять теоретические знания в исследовательской практике
  • Иметь навыки адекватного выбора и применения методов историографического и источниковедческого анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные подходы к изучению Просвещения
    «Что такое Просвещение?»: история вопроса (от Иммануила Канта до Мишеля Фуко) и историографические дискуссии XX-XXI вв. (от Эрнста Кассирера до Джонатана Израэля). Современные научные представления об эпохе Просвещения
  • Теории и практики государственной власти в эпоху Просвещения. «Просвещенный абсолютизм»
    Начало формирования современных представлений об отношениях между властью и обществом. «Просвещенный абсолютизм» - понятие и реальность. Типы политической власти в Европе эпохи Просвещения. Трансформация представлений о государстве. Политические теории и правовые идеи эпохи Просвещения, их претворение в жизнь. Особенности европейской политической культуры эпохи Просвещения
  • Религия и церковь в эпоху Просвещения
    Век Разума и религия: постановка вопроса, современная историографическая ситуация. «Разумное» христианство и религиозный «энтузиазм». Государство и церковь эпохи Просвещения: общие черты и своеобразие локальных вариантов. Веротерпимость
  • Культурные модели и практики Просвещения
    Воспитание и образование: новые идеи, новые практики и новые институции. Систематизация знаний. Энциклопедия Дидро и Даламбера. Чтение и эпистолярная культура. «Литературная республика» и «партия философов». Общественное мнение и публичные фигуры. Филантропия. Масонство. Путешествия. Французские рукописи эпохи Просвещения в российских архивах
  • «Открытие» прошлого, открытие «цивилизации»
    Философия истории эпохи Просвещения. Институционализация исторического исследования «древностей». Рождение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. «Римское возрождение» и рождение этрускологии. «Греческое возрождение». Рождение египтологии. «Готическое возрождение». Открытие древних памятников Евразии и других континентов
  • «Русский мираж» эпохи Просвещения и его историографическая судьба
    Зарождение «русского миража»: от «Великого посольства» Петра I до «Похвального слова царю Петру I» Фонтенеля. Российские реформы XVIII в. в оценках Монтескье, Вольтера, Руссо и Дидро. «Русский мираж» эпохи Просвещения в оценках историографии XX в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устные выступления на семинарах
  • неблокирующий эссе-рецензия
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * устные выступления на семинарах + 0.4 * экзамен + 0.3 * эссе-рецензия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке, , 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Darnton, R. (2009). The Great Cat Massacre : And Other Episodes in French Cultural History. New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=461193
  • Foucault, M. (1995). Discipline and Punish : The Birth of the Prison (Vol. 2nd Vintage books ed). New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733102
  • Всеобщая история. Т.3: От Средних веков к Новому времени (XVI-XVIII вв.), Васильев, Л. С., 2013
  • Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков : общая характеристика бюрократического государства и сословного "старого порядка", Кареев, Н. И., 2009
  • Киреевский И.В. - О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России - Издательство "Лань" - 2013 - 28с. - ISBN: 978-5-507-10403-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6202
  • Общая лингвистика, Бенвенист, Э., 2002
  • Поминки по Просвещению : политика и культура на закате современности, Грей, Дж., 2003
  • Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. – М., 2002. – 342 с. - ISBN 5-201-02070-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345488