• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Естественнонаучные методы исследования произведений искусства (станковой живописи)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель курса познакомить слушателей с естественнонаучными методами технико-технологического исследования произведений искусства (преимущественно, станковой живописи), наиболее применяемыми в практике научной экспертизы, а также реставрации произведений искусства, их возможностями и ограничениями, а также методикой проведения технико-технологического анализа. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны иметь базовые знания техники живописи и скульптуры, знать историю искусства, в полной мере владеть навыками формально-стилистического, культурно-исторического, сравнительного анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у магистрантов общее представление об основных способах фальсификации произведений искусства и возможностях их распознавания
  • получить первоначальное представление о методах и возможностях, а также ограничениях технико-технологической экспертизы произведений искусства
  • познакомить с основными методами технико-технологического исследования произведений искусства
  • выработать навыки интерпретации результатов технико-технологического анализа произведений живописи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать и понимать основные термины, связанные с художественными материалами и техникой живописи
  • уметь использовать данные технико-технологических исследований при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • использовать полученные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности (эксперта, сотрудника музея, галереи и т.п.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и методы фальсификации произведений искусства. Введение в предмет, цели и задачи технико-технологической экспертизы.
    Понятия «атрибуция», «подтверждение авторства», «аутентификация». Неоднозначность понятия «подлинник» и «фальсификация». Толкование понятия «оригинал» в различное время, в различных видах искусств: оригинал в живописи, в скульптуре, гравюре. Различные уровни приближения к оригиналу: авторское повторение, автор и мастерская, соавторство нескольких художников, незаконченное произведение, реплики мастерской. Различные уровни понятия «копия»: позднейшие копии, авторские копии, коллекционные копии, реплики и факсимиле, отливы. Подражания и пастиши. Понятия «фальсификация» и «подделка», мистификация.
  • История и методы фальсификации произведений искусства. Фальсификаторы XIX в. - первой половины XX века: «золотой век фальсификации».
    Расширение сферы интересов любителей искусства и коллекционеров к прошлому, увлечение историческими периодами и видами искусств, на которые ранее не обращали внимания. Мания собирательства и рост числа и разнообразия фальсификаций произведений различных эпох и видов искусства. «Великие мастера» фальсификации и подделки произведений итальянского и северного Возрождения: Бенедетто Пиструччи (1783-1855), скульпторы Джованни Бастианини (1830-1868) и Альчео Доссена (1878-1937), ювелиры Райнхольт Вастерс (1827-1909) и Израиль Рухомовский (1860-1936), художники Ичилио Федерико Иони (1866-1946), Умберто Джунти (1886–1970), Джозеф ван дер Векен (1872- 1964).
  • История и методы фальсификации произведений искусства. Краткая история фальсификации произведений изобразительного искусства с древности до XIX века.
    Подделки в доисторическую эпоху и в античности. Средневековые фальсификации и традиции церковного искусства. «Фальсификация» античности в эпоху Ренессанса. Ренессансные подделки античных монет и гемм. Связь фальсификаций с возвышением статуса художника и начала «культа» великих художников. Подъем нового интереса к античности в XVIII веке. Фальсификации, связанные с коллекционированием античных произведений. «Подделки», созданные реставраторами античных произведений из фрагментов подлинных памятников: Б. Кавачеппи, Альбачини, Пиранези. Подъем интереса к средневековому искусству в XVIII веке и фальсификации средневековых произведений искусства.
  • История и методы фальсификации произведений искусства. Фальсификаторы первой половины ХХ века.
    Отто Ваккер (1898–1970) и подделки картин Ван Гога, Ханс ван Мегерен (1889-1947) и подделки картин Вермеера, братья Риккарди и подделки предметов старины. Фальсификации произведений живописи ХХ века: новое в объекте фальсификации, методах и приемах, мотивировки: Эльмир де Ори (1905-1976), Давид Стайн (1935-1999), Томас Китинг (1917-1984), Эрик Хебборн (1934-1996) и др.. Фальсификаторы конца ХХ- начала XXI века: работа в «команде», подделка провенанса. фальсификация малозначимых художников и реставрационных процессов. Дело Джона Миатта и Джона Дрю в 1990х, Вольфганга Бельтракки, Шона Гринхола и его семьи, Кен Перени –Коммерческий характер фальсификаций, контрафакция. Скандалы на европейском и отечественном художественном рынке последних лет. Новые приемы фальсификаторов в связи с появлением методов научного исследования. Психология фальсификатора ХХ века, внимание к личности фальсификатора со стороны масс-медиа. Написание автобиографий, книг, сценариев, постановка фильмов.
  • Технико-технологическая экспертиза и естественнонаучные методы исследования произведений искусства. История введения научных методов исследования в изучение искусства с XVIII века, изучение материалов с помощью химии.
    Исследования М.Г.Клапрота (1743-1817), Ж.-А.К. Шапталя (1756 – 1832), Х.Дэви (1778 - 1829), М.Фарадея (1791 – 1867), Л.Пастера (1822 – 1895). Учреждение кафедры химии в Королевской Академии Художеств в Лондоне (профессора Ф.С.Барфф (1871-79), А.Г.Черч (1879-1911), A.П.Лори (1912-1936), Г.Дж. Плендерлис (1936-58). Образование Немецкого общества содействия рациональным методам живописи (1886), журнал Technische Mitteilungen fur Malerei (1884-1948), исследования А.В.Кайма (1851 - 1913), Ф.Ф. Петрушевского (1828-1904), Ф.В.Оствальда (1853 –1932), А.Эйбнера (1862-1935), Э.Бергера (1857 -1919). Организация научно-исследовательских лабораторий при музеях: музей Кайзера Фридриха в Берлине (1888, Фридрих Ратген), Британский музей в Лондоне (1920, А.Скотт, Г.Плендерлис), Художественный музей Фогга, Кембридж, США (1928, Э.Форбс, Дж.Стаут, Д.Г.Руттефорд). Журнал ‘Technical Studies in the Field of the Fine Arts’ (1932-1942). 1934 Лаборатория в Лувре. 1937 Институт по изучению техники живописи (Doerner Institut): В.Грэфф (1876-1934), М.Дернер (1870–1939). Первые случаи использования научных методов в спорах по атрибуции произведений живописи в XIX – первой половине XX века. Rembrandt Research Project.
  • Технико-технологическая экспертиза и естественнонаучные методы исследования произведений искусства. Классификация естественнонаучных методов исследования.
    Физико-оптические методы исследования, не требующие отбора проб (фотография, макро- и микрофотография, бинокулярный световой микроскоп, изучение в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах излучения).
  • Технико-технологическая экспертиза.
    Рентгенография (XR) и нейтронная авторадиография (NAR).
  • Технико-технологическая экспертиза и естественнонаучные методы исследования произведений искусства. Различные методы исследования неорганических пигментов.
    Методика отбора пробы, изготовления микрошлифов и микросрезов. Оптическая микроскопия. Растровая (сканирующая) электронная микроскопия (SEM). Микрохимический анализ. Элементные анализы: эмиссионный спектральный анализ, лазерный микрозонд, энергодисперсный рентгеновский анализ (EDX), рентгенофлуоресцентный анализ (РФА = XRF). Структурный анализ: рентгеновская дифракция (XRD) = рентгенофазовый (рентгеноструктурный) анализ Молекулярный спектральный анализ: Рамановская спектроскопия (комбинационного рассеивания).
  • Технико-технологическая экспертиза и естественнонаучные методы исследования произведений искусства. Различные методы исследования органических красителей и связующего и лаков.
    Микрохимический анализ, с помощью гистохимических красителей, инфракрасная спектрометрия (ИК-Фурье спектроскопия, FTIR), газовая хроматография (газово-жидкостная), тонкослойная хроматография (ТСХ = thin-layer chromatography TLC), высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ = High performance liquid chromatography, HPLC), хроматомасспектрометрия (GC-MS) и пиролитическая газовая хроматография (Py-GC-MS).
  • Технико-технологическая экспертиза и естественнонаучные методы исследования произведений искусства. Методы датирования произведений изобразительного искусства.
    Дендрохронологический, радиоуглеродный метод (radiocarbon dating) , термолюминесцентный (thermoluminescence dating). Датирование живописных произведений по использованным материалам.
  • Организация экспертизы и составление экспертного заключения. Структура живописного произведения. Технико-технологическое исследование произведений живописи.
    Методы, применяемые в исследовании основы, грунта, подготовительного рисунка, золочения, красочного и защитного (покровного) слоев. Исследование подписи.
  • Организация экспертизы и составление экспертного заключения. Понятие комплексной экспертизы, место и значение технико-технологической экспертизы, ее возможности и ограничения.
    Методика и последовательность в проведении комплексной экспертизы произведений изобразительного искусства. Крупнейшие мировые научно-исследовательские центры и лаборатории. Российские музейные научные отделы (Гос.Эрмитаже, ГРМ, ГТГ, ММОМА, ГИМ). Российские научные лаборатории по исследованию произведений искусства и частные экспертные бюро (ВХНРЦ им.И.Э,Грабаря, ГосНИИР, Арт Консалтинг, НИНЭ им.С.М.Третьякова).
  • Организация экспертизы и составление экспертного заключения. Аттестация, аккредитация и лицензирование экспертов.
    Статус и ответственность экспертов. Экспертное заключение. Экспертиза и художественный рынок. Судебные разбирательства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    В докладе (устное выступление с прилагаемым текстом 2-3 тыс. слов) студент должен изучить, изложить и прокомментировать один из аспектов (вопросов), связанных с вопросами выявления фальсификаций и исследования произведений искусства с помощью естественнонаучных методов, продемонстрировать владение специальной терминологией и показать понимание сути естественнонаучных методов исследования и их возможностей. При подготовке доклада студент должен пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронными ресурсами и фондами ВШЭ, а так же других библиотек (РГБ, ВГБИЛ) и ориентацию в интернет-ресурсах. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа прочитанной литературы.
  • неблокирующий Реферат
    В реферате (письменной работе объемом 2-3 тыс. слов) студент на основании серии статей и публикаций, представляет дает оценку выводам и результатам исследования с применением естественнонаучных методов исследования памятников изобразительного искусства, высказывает свою точку зрения на предмет. Ссылки, примечания, список литературы оформляется по ГОСТу 7.1.-2003.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom(https://www.zoom.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom.Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Студент, регулярно посещавший занятия и активно работавший на семинарах, может, по усмотрению преподавателя, получить итоговую оценку по итогам элементов текущего контроля до проведения экзамена, и таким образом, освобождается от экзамена. Его итоговая оценка составит среднее арифметическое от Од. и Ореф.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Craddock, P. T. (2009). Scientific Investigation of Copies, Fakes and Forgeries (Vol. 1st ed). Oxford: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=265355
  • Jones, M., & May, E. (2006). Conservation Science : Heritage Materials. Cambridge, UK: Royal Society of Chemistry. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=496854
  • Lenain, T. (2011). Art Forgery : The History of a Modern Obsession. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=538511
  • Spencer, R. D. (2004). The Expert Versus the Object : Judging Fakes and False Attributions in the Visual Arts. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138156

Рекомендуемая дополнительная литература

  • National Academy of Sciences (U.S.). (2003). (Sackler NAS Colloquium) Scientific Examination of Art : Modern Techniques in Conservation and Analysis. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=142491