• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Витгенштейн и социологическая теория

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Основное содержание курса посвящено анализу различных социологических интерпретаций ключевых идей Витгенштейна внутри социальной теории. Социологическая (или шире – социальная) теория с момента опубликования и бурного обсуждения в среде философов поздних работ Витгенштейна (в 60-е-70-е годы XX века) обна-руживала устойчивый интерес к этим новым формам, словам, идеям. Это стало настоящим ин-теллектуальным вызовом для социологов и социальных мыслителей перенять идеи Витген-штейна, или в терминах его собственной теории – овладеть способом правильного употребле-ния тех или иных языковых выражений. Под глубоким впечатлением от т.н. «лингвистическо-го поворота», от критики Ричарда Рорти, от возможности метафорического использования принципов антропологии для изучения обществ письменной культуры, социологи научились вести себя «как витгенштейнианцы», маркировать свои тексты в стиле «Трактата» или «ФИ», описывать и объяснять наблюдаемую ими реальность с применением тех или иных (иногда со-всем своих) интерпретаций Витгенштейна и, наконец, описывать и объяснять ненаблюдаемую ими как социологами реальность. В большом потоке текстов социальной теории далеко не маргинальную позицию занимают тексты социологов, написанные ими как «если бы они были философами». Это работы о значении и языке, мышлении и практике, явном и скрытом, соци-альном и индивидуальном. Со временем критическая масса этих работ наполнила не только пространство метатеории внутри социологии, но и выплеснулось обратно в область филосо-фии, где своим объемом просто смело существовавшее там до 50х годов значение выражения «социальная эпистемология» как собственно философская теория социального измерения зна-ния и заменила его на довольно нечеткое «социологический способ познания». У самых раз-ных авторов, от социальных конструктивистов, социологических номиналистов и до структу-ралистской феминистской эпистемологии, под «социальной эпистемологией» лежит какая-либо версия интерпретаций Витгенштейна, осознаваемая или нет, а также иногда его стиль письма, но редко - его оригинальная аргументация. Особенностью полупрофессионального использования идей Витгенштейна в социаль-ной теории являются следующие факторы: - асинхрония чтения текстов: текст интерпретатора прочитывался ранее, чем текст ори-гинала; - знакомство с идеями Витгенштейна из вторичных источников и «духа времени»; - слабая философская подготовка: практически никого из социологов не готовили к то-му, чтобы быть интерпретатором Витгенштейна. Если брать социологов 60-80х годов в обла-сти социальной теории и социологии науки, то подавляющее большинство их них не имело даже общего гуманитарного образования – преимущественно, физики, они читали Витген-штейна в частном порядке и на свой страх и риск. Проблематика курса ограничивается тремя областями: - проблема правилосообразного социального действия (rule-following); - проблема анализа социальных институтов; - социологический анализ языка и повседневности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Эксплицировать и подвергнуть анализу компоненты современной социальной теории и эпистемологии, связанные с применением идей Витгенштейна в трех областях: проблема правилосообразного социального действия (rule-following); проблема анализа социальных институтов; социологический анализ языка и повседневности.
  • Дать слушателям представление о возможностях историко-социологической реконструкции систем идей и последовательности теорий в рамках генеалогического метода.
  • Сделать возможным для слушателей вариативное прочтение «Философских исследований».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать критику Сола Крипке и методологию спора о преодолении скептического парадокса. Понимать интерпретацию этой концепции в социологических работах.
  • Знание биографии и основных этапов творчества Людвига Витгенштейна
  • Уметь сформулировать парадокс Витгенштейна о правилосообразных действиях. Знать проблематику следованию правилу в работе "Философские исследования".
  • Владеть пониманием "правила" как института и практика. Знать подходы Блура, Барнса и Куша к анализу правила как института и как практики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема следования правилу: скептицизм и его преодоление в социологии. Тезис сообщества.
    Сол Крипке, дискуссия о приватном языке и отражение этой полемики в социологической теории (о новом социологическом номинализме, релятивизме и теориях практики). Появление когнитивной (Сикьюрел, Кнорр-Цетина) и эпистемической (Калтер) социологий. Этнометодология: место идей Витгенштейна в теориях Гарфинкеля и Сакса. Рефлексивная критика этнометодологии (эксперименты Милграма и спор о природе действующего).
  • Людвиг Витгенштейн: интеллектуальная биография.
    Основные биографические факты. Реконструкция генеалогии идей Витгенштейна. 1 – влияния и пересечения: Бертран Рассел, логический позитивизм, Кант, Юм, психологизм. 2 – поиск смысла в хронологии трудов: преемственность и развитие теорий значения, мышления и языка. Tractatus как «лестница». Критика августинианской теории значения. Издание «Философских исследований» (1953 год) и время натурализации философии. Идея «терапевтического» метода.
  • Проблема следования правилу: постановка проблемы.
    Кембридская школа и Оксфордская лингвистическая философия, известная как филосо-фия обыденного языка (Мур, Райл, Остин). Теория значения; остенсивное определение и ис-пользование слов; сдвиг от синтаксиса к семантике. Понятие языковой игры и жизненного ми-ра. Идея формального анализа языка и метафора льда. О дорожном указателе и природе всех правил. Доклад: «Правильные» социальные институты: анализ альтернативных социологиче-ских теорий социальных институтов». Правила и следование правилу §§ 138–242; Приватный язык §§ 243–275.
  • Проблема следования правилу: правило как институт и практика. Блур-Барнс-Куш: правило как институт и как практика.
    Что писал Витгенштейн о социальных институтах. Почему в этой комнате может быть носорог и что это значит для онтологии социальных институтов? Являются ли формы жизни прообразами социальных институтов. Институциональные установки и привычки действия. Институты как правила versus правила как институты: определение Витгенштейном правил через институты, а не институтов через правила. Анализ знания как базового социального института, встроенного в язык. «Витгенштейнианцы» и «мангеймцы» в социологии науки. «Левые витгенштейнианцы» о «воображаемой» реальности, о логике и ошибках Карнапа, о социологической теории объективности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Презентация эссе, сессия вопрос и ответов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Презентация эссе, сессия вопрос и ответов + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Knowledge and social imagery, Bloor, D., 1991
  • Wittgenstein and the idea of a critical social theory : a critique of Giddens, Habermas and Bhaskar, Pleasants, N., 1999
  • Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке, Крипке, С. А., 2010
  • Избранные работы. Логико-философский трактат; Коричневая книга; Голубая книга, Витгенштейн, Л., 2005
  • Философские работы. Ч.1: ., Витгенштейн, Л., 1994

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Божественный Людвиг : Витгенштейн : формы жизни, Руднев, В. П., 2002