• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Конкурентоспособность российских компаний и отраслей

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Экономика
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения курса студент должен: - Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; - Уметь применять эти знания для решения практических задач; - Иметь представление об основных методологических подходах к определению конкурентоспособности экономики, отраслей и отдельных компаний; - Обладать навыками оценки конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; выявления факторов конкурентоспособности. - Владеть • методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; • навыками самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В курсе рассматриваются внутренние и внешние факторы конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний как с позиции теории, так и с привлечением эмпирических данных по России. Большое внимание уделяется анализу кейсов из российской антимонопольной практики, поскольку эффективные конкурентные стратегии компаний зачастую вступают в противоречие с нормами закона "О защите конкуренции". Слушатели данного курса должны ознакомиться с макро- и микроэкономическими теоретическими подходами к объяснению конкурентоспособности компаний и отраслей, овладеть основными методологическими подходами, использующимися в прикладных исследованиях конкурентоспособности, приобрести навыки работы с макро- и микроэкономическими данными, в том числе, полученными в ходе опросов предприятий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о содержании дисциплины и основных понятиях
  • Знает систему критериев и способен на основе статистической информации провести сравнительный анализ конкурентоспособности экономик
  • Знаком с основными положениями теории торговли как теоретической базы для оценки международной конкурентоспособности отраслей
  • Способен сделать вывод о конкурентоспособности российских отраслей на основе статистических данных
  • Знает основные внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
  • Способен провести сравнительную оценку конкурентоспособности компаний с применением рассмотренных в рамках курса подходов
  • Знает ограничения, накладываемые антимонопольным законодательством на бизнес-практику компаний, ориентированную на повышение конкурентоспособности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Конкурентоспособность и конкуренция – определение понятий.
  • Конкурентоспособность экономики
    Методологические подходы к оценке конкурентоспособности экономики. Инвестиционный климат и административные барьеры развития бизнеса. Глобальный индекс конкурентоспособности: структура, критерии, положение России.
  • Конкурентоспособность отраслей: теоретические подходы
    Ключевые факторы международной конкурентоспособности отраслей с позиции теории сравнительных преимуществ. Рыночная власть как фактор международной торговли. Агломерационные эффекты и кластеры предприятий.
  • Международная конкурентоспособность ключевых отраслей российской экономики
    Методологические подходы к оценке международной конкурентоспособности. Абсолютные и относительные показатели интенсивности торговли. Показатель Баласса. Оценка показателя сравнительных преимуществ для ключевых торгуемых товаров российской экономики.
  • Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
    Соотношение и классификация факторов конкурентоспособности фирмы в рыночной экономике. Конкурентная стратегия. Конкурентный статус предприятия – методы оценки. Источники получения информации о характеристиках и поведении предприятий.
  • Внутренние факторы конкурентоспособности фирм: теория и методы оценки
    Размер компании как фактор конкурентоспособности фирмы: неоклассический и институциональный подход к объяснению. Слияния и поглощения. Гибридные формы организации бизнеса. Дифференциация товара и ассортиментная политика фирмы как фактор конкурентоспособности. Оценка инновационной активности фирмы. Собственность и корпоративное управление как фактор конкурентоспособности.
  • Конкурентные стратегии фирм отрасли и антимонопольное регулирование
    Конкурентное окружение: стратегии взаимодействия компаний на рынке. Вертикальные связи между отраслями. Барьеры входа на рынок. Соотношение понятий конкуренции и конкурентоспособности. Бизнес-практики, противоречащие антимонопольному законодательству: кейс-стади антимонопольных дел в отношении российских компаний.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа на 80 минут проводится в письменной форме
  • неблокирующий Домашнее задание
    Все студенты получают домашнее задание на одну из рассматриваемых в рамках курса тем. Результаты самостоятельной работы студенты представляют в виде презентации на семинаре с последующим ее обсуждением в рамках.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде письменной работы на 80 минут, оценивается по 10-балльной системе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Международная экономика : теория и политика, учебник, пер. с англ. под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова, 799 с., Кругман, П. Р., Обстфельд, М., 1997