• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Международное семейное право

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Гражданское и коммерческое право)
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Гражданское и коммерческое право
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является дисциплиной по выбору профессионального цикла дисциплин программы «Гражданское и коммерческое право» подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (магистратура). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Семейное право». В результате освоения дисциплины «Международное семейное право» студенты должны знать актуальные изменения в гражданском и семейном законодательстве; актуальные тенденции развития институтов международного семейного права; особенности регулирования международных семейных правоотношений; основные положения о действующих международных актах, регулирующих правоотношения в области семьи и детства. Уметь юридически грамотно толковать действующие правовые нормы международного семейного права, подкреплять толкование верным анализом судебной практики; выявлять основные тенденции развития семейного права в современных условиях; применять на практике полученные знания и самостоятельно разрешать практические ситуации, возникающие в области международного семейного права; самостоятельно вести судебные дела. Иметь навыки анализа правовых источников в области международного семейного права; самостоятельного поиска и анализа правовой информации с использованием различных источников и технических средств.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • углубление знаний студентов в области международного семейного права;
  • формирование практических навыков решения актуальных юридических коллизий в области семейного права;
  • формирование практических навыков ведения международных судебных дел;
  • формирование навыков анализа нормативных актов и международных договоров.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает систему международного семейного права. Понимает вопросы регулирования заключения и расторжения трансграничных браков. Ориентируется в актуальных проблемах регулирования трансграничных брачных отношений. Понимает основной терминологический аппарат и применяет полученные знания при толковании норм законодательства и решении задач (казусов).
  • Ориентируется в практике ЕСПЧ по делам, связанным с правом на уважение семейной жизни. Знает роль ЕСПЧ в практике правоприменения государств-участников ЕКПЧ.
  • Знает порядок регулирования личных имущественных и неимущественных отношений супругов, осложненных иностранным элементом. Применяет полученные знания при толковании норм законодательства и решении задач (казусов).
  • Знает основные международные акты в области прав ребенка. Понимает структуру правосудия, доброжелательного к детям. Применяет полученные знания при толковании норм законодательства и решении задач (казусов).
  • Знает автономную природу терминологического аппарата Конвенций. Ориентируется в практике применения. Применяет полученные знания при толковании норм законодательства и решении задач (казусов).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в международное семейное право. Права человека в области брака и семьи, институт брака в международных отношениях
    Правовое регулирование брачно-семейных отношений в международном праве. Коллизионные нормы. Система международного семейного права. Международные договоры, законодательство, судебный прецедент. Значение менталитета. Краткий обзор международных инструментов в области семейного права. Права человека в области брака и семьи. Право мужчины и женщины на брак и создание семьи. Унификация и пределы усмотрения в международном семейном праве. Акты гражданского состояния и гражданство. Понятие брака и брачных отношений в разных правовых системах и государствах. Заключение брака и предварительные процедуры. Условия вступления в брак и его действительности. Иные формы совместного проживания в праве зарубежных стран. Проблемы признания брака. Хромающие браки. Раздельное проживание супругов. Расторжение брака. Фактические брачные отношения: зарубежный опыт и коллизионное регулирование.
  • Право на уважение семейной и частной жизни в практике Европейского суда по правам человека
    Совет Европы и основные направления деятельности по защите прав человека. Место Европейского суда по правам человека в структуре правоприменения. Обзор статей ЕКПЧ, применяемых по семейным делам. Практика Европейского суда по правам человека и ее применение при рассмотрении конкретных споров в государствах-участниках.
  • Правоотношения супругов в международном праве
    Права и обязанности супругов. Личные неимущественные и имущественные отношения супругов. Коллизионные нормы. Супружеское единство. Режимы имущества супругов. Брачные договоры. Содержание и алименты. Имущественные споры супругов. Признание и приведение в исполнение судебных решений.
  • Права ребенка; правосудие, доброжелательное к детям
    Несовершеннолетние в международном праве. Установление происхождения ребенка (легитимация, установление отцовства, порядок и виды). Обязанность родителей по содержанию детей. Определение места жительства детей. Понятие и виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Правосудие, доброжелательное к детям. История развития. Нормативное регулирование. Ювенальная юстиция в разных странах.
  • Гаагская Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и Гаагская Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей
    Значение Конвенций. Практика применения. Выбор и применение Конвенции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий выступление (доклад) на семинаре
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме в виде теста. Цель ее проведения – проверить умение студентов ориентироваться в изученном теоретическом и практическом материале и анализировать его. Требования, предъявляемые к оформлению и выполнению, указаны в тексте тестовой работы. Продолжительность выполнения работы - 10 минут. При выполнении работы не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами. Списывание в ходе выполнения работы, наличие на рабочем месте технических средств, в том числе телефона влечет изъятие работы и выставление оценки «0» за ее выполнение. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
  • неблокирующий экзамен
    Экзаменационное задание размещается в системе LMS. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, стабильное Интернет-соединение. Для участия в экзамене студент должен за 15 минут до его начала подключиться к ZOOM-конференции и присутствовать на ней на протяжении всего экзамена. При подключении к конференции студент должен включить свою камеру и не отключать ее на протяжении всего экзамена. По просьбе экзаменатора студент должен повернуть камеру и продемонстрировать то, что находится перед компьютером, а также в помещении, в котором находится студент. При подключении к конференции студент должен использовать свое имя и фамилию (язык написания имени может быть как русский, так и английский). Во время экзамена студентам запрещено любое общение (обсуждать задания с третьими лицами, а также друг с другом, использовать социальные сети и любые другие мессенджеры запрещено), кроме как с экзаменатором и/или работником факультета. Во время экзамена студентам разрешено использовать Microsoft Word, встроенный в ПК калькулятор, LMS, ZOOM, СПС Консультант Плюс и/или Гарант и другое программное обеспечение или сайты, использование которых санкционировано экзаменатором. В случае нарушения связи во время экзамена (потеря изображения с камеры студента, отключение студента от ZOOM-конференции и т.п.) студент должен незамедлительно сообщить об этом экзаменатору и работнику факультета, при возможности зафиксировать сбой используя функцию printscreen и продолжить выполнение экзаменационного задания. Пересдача проводится в соответствии с программой дисциплины и локальными актами НИУ ВШЭ. Экзаменационное задание состоит из 2-х частей: тестового задания из 10 вопросов и задания (в форме решения задачи). Выполняя тестовую часть задания, студент должен ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ студент получает 0,5 балла. Условия задания (задачи) могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. В ходе решения задачи студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способности проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний семейного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Ответ должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. На написание экзамена отводится 80 минут. Максимальное количество баллов за решение задачи- 5 баллов. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Орез = 0,1 * Окр + 0,7 * Оэкз + Осем + Одок (общая оценка за работу на семинарских занятиях + общая оценка за сделанный на семинарских занятиях доклад, максимум 2 балла)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гетьман-Павлова И. В. - МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 416с. - ISBN: 978-5-534-05235-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-431732

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нечаева А. М. - СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 8-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-00031-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semeynoe-pravo-431121