• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Преподавание дизайна в высшей школе

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

Программа написана в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Приводятся сведения по истории дизайна и зарубежной школах, рассматриваются современные подходы к формированию дизайнерской культуры у подрастающего поколения, рассматриваются межпредметные связи курса «Дизайн в высшей школе» с другими дисциплинами, раскрываются дидактические принципы, методы и средства обучения дизайну, особое внимание уделяется профессионально-личностным качествам, необходимым для успешного преподавания предмета. Дисциплина посвящена изучению основных вопросов преподавания дизайна в высшей школе от истоков дизайн-образования до лучших педагогических практик, выработанных в ведущих учебных заведениях России и за рубежом. В результате изучения дисциплины студенты приобретают специализированные знания в области технологий обучения и дидактики. «Российской школе нужны новые модели обучения творческим предметам, адекватно отвечающие на вызовы времени, прежде всего, это касается изучения новых технологий и их применения в учебном процессе, знакомства детей с современными дизайнерскими практиками». Например, на уроках ИЗО и технологии школьников нужно учить работать с данными, с визуальной и текстовой информацией, осваивать 3D-печать, разрабатывать интерфейсы для коммуникации. Есть возможности для моделирования и конструирования с использованием цифровых технологий, создания макетов книг и журналов, занятий художественной фотографией, изучения основ искусства телевидения и многого другого. Меняя содержание, акцент нужно делать на развитии творческих способностей каждого ученика. Эти знания и умения необходимы студентам с целью дальнейшей возможности обучать других. Предназначена в помощь студентам и педагогам для реализации школьного образования по изобразительному искусству (дизайн). Значительное время в изучении программного материала отводится проектной и практической деятельности студентов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области дизайна и истории его развития; изучение современного дизайна как основы создания художественного объекта прикладного или промышленного назначения (в форме проекта), производимого в современном мире. Задачи дисциплины - изучить современные способы создания художественно-промышленного продукта различного назначения, обладающего функциональной целесообразностью, эстетической ценностью и новизной, то есть современным дизайном; изучить стилевые особенности при создании единичного изделия или композиционного ансамбля. Научиться выполнять профессиональные проекты.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знают основные составляющие дизайна, разбираются в композиции, формообразовании, цветовой палитре, фактурах материала
  • Учащиеся знают историю дизайна, основные этапы развития, дизайн-школы Веркбунд, Баухауз, ВХУТЕМАС, разбираются в тенденциях современного дизайна
  • Студенты знают следующие темы: Послевоенный дизайн. Дизайн в стиле hi-tech. Эко-дизайн. Арт-дизайн в проектировании XX-XXI вв. Концептуальные основы обучения современному дизайну в российских и зарубежных школах дизайна.
  • Студенты изучат следующие темы: Инновационные материалы в дизайне. Материал в современном дизайне. Дизайн выставочного пространства. Виды современного дизайна.
  • Учащиеся знают и могут применить на практике основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству и дизайну
  • Способность студентов к применению педагогических инноваций. Способность обучить дизайну.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Содержание дизайна
    Основные составляющие дизайна. Роль дизайна в современной цивилизации. Роль композиции, формообразования, цветовой палитры, фактуры материала при создании современной художественно-промышленной продукции. Техника дизайна
  • История развития дизайна
    Практика раннего дизайна. Протодизайн в России. Функционализм. Веркбунд. Баухауз. Конструктивизм. ВХУТЕМАС. Современный дизайн.
  • Современный дизайн как основа создания художественного объекта прикладного или промышленного назначения, производимого в современном мире.
    Послевоенный дизайн. Дизайн в стиле hi-tech. Эко-дизайн. Арт-дизайн в проектировании XX-XXI вв. Концептуальные основы обучения современному дизайну в российских и зарубежных школах дизайна.
  • Связь материаловедческой и технологической базы с развитием дизайна
    Инновационные материалы в дизайне. Материал в современном дизайне. Дизайн выставочного пространства. Виды современного дизайна.
  • Методические рекомендации по организации обучения дизайну
    Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству и дизайну. Закономерности проявления творческих способностей школьников на занятиях изобразительного искусства и дизайна. Педагогические технологии. Методика проведения занятий по изобразительному искусству и дизайну. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Сравнительный анализ современных концепций методики преподавания изобразительного искусства и дизайна. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей. Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству и дизайну.
  • Высшее образование а области искусства, декоративно-прикладного искусства и дизайна как сложный социальный феномен
    Социально-исторические характеристики развития системы высшего художественного образования (дизайн). Педагогика высшей школы: цель, объект, предмет. Педагогические инновации как фактор повышения качества образования. Качество высшего образования. Культурные цели, моральные ценности и стандарты образования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий итоговый просмотр
    Для экзаменов без прокторинга: Экзамен по проектным дисциплинам в Школе дизайна проводится в устной форме — защита проекта. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Преподаватель, участвующий в экзамене, или специалист «Технического офиса» Школы дизайна может оказать помощь студенту с демонстрацией его экрана при согласовании со студентом и при наличии презентации на сайте «Студенческое портфолио». Для участия в экзамене студент обязан загрузить проект на сайт «Студенческое портфолио» и организовать своё наличие на экзамене для получения обратной связи по своему проекту. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать защищающегося и участвовать в комментировании не своего проекта. Во время экзамена студентам разрешено самостоятельной презентовать свой проект, отвечать на комментарии по своему проекту, помогать другим студентам демонстрировать экран с проектом, но только при условии, что проект загружен в систему «Студенческое портфолио». Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре защиты проекта на экзамене.
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка в IV модуле складывается из следующих оценок — оценка за 4 промежуточных просмотра (накопленная семестровая) и оценка за финальный просмотр: (п1x0,15+п2x0,15+п3x0,15+п4x0,15)+п5x0,4, где: п1, п2, п3, п4 — оценки за промежуточные просмотры IV модуля; п5 — оценка за финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,15, 0,4— коэффициенты.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев А. Г. - ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ 2-е изд. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 90с. - ISBN: 978-5-534-11134-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dizayn-proektirovanie-444529
  • Декоративно-прикладное искусство : учеб. пособие / В.Н. Молотова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 288 с. : ил. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/939063
  • Декоративно-прикладное искусство : учеб. пособие / В.Н. Молотова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. : ил. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1009458

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Воронова, И.В. Основы современной шрифтовой культуры : практикум по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / И.В. Воронова. - Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. - 72 с. - ISBN 978-5-8154-0437-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041147
  • Жданов Н. В., Скворцов А. В., Червонная М. А., Чернийчук И. А. - БИОНИКА ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-07462-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bionika-dlya-dizaynerov-423115
  • Носова, Е.А. Основы производственного мастерства : учеб. наглядное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Е.А. Носова. - Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. - 131 с. - ISBN 978-5-8154-0452-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041199
  • Хворостов А. С., Хворостов Д. А. ; Под общ. ред. Хворостова А.С. - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ ПО ДЕРЕВУ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 248с. - ISBN: 978-5-534-12507-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-hudozhestvennye-raboty-po-derevu-447664
  • Шокорова Л. В. - ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ: СТИЛИЗАЦИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 110с. - ISBN: 978-5-534-10584-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dizayn-proektirovanie-stilizaciya-430881