• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Постгуманизм: задачи, рецепция, оценки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Сосна Нина Николаевна
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на ознакомление обучающихся с актуальными направлениями постгуманизма, включая как исследовательские, так и художественные проекты. Отдельное внимание уделяется таким проблемам, как «экология без человека», «биовласть», «киборгизация». Предложенные в рамках постгуманистических подходов решения рассматриваются в широком историческом контексте, включая предшествующие этапы формирования идей «децентрации» и «проектов нового человека».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины является формирование у обучающихся знаний об условиях появления такого направления актуальных практических и теоретических исследований, как постгуманизм, а также характерных для представителей этого направления комплекса идей, типологичексих приемов и специфической «оптики». В курсе предполагается также рассмотреть явления, спровоцированные развитием постгуманизма, в том числе на примерах художественных акций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь формулировать базовые положения постгуманизма.
  • Уметь логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства, в том числе визуальной репрезентации.
  • Уметь анализировать и знать проекты «нового человека» в итальянском футуризме, советском аванграде.
  • Уметь анализировать предпосылки разрушения иерархических связей человека.
  • Уметь правильно и убедительно формулировать в письменной и устной речи результаты мыслительной деятельности.
  • Уметь синтезировать полученные в рамках сведения для использования в собственной работе.
  • Уметь переформулировать задачи культурной политики в терминах постгуманизма.
  • Уметь анализировать культурную и социальную значимость постгуманистических исследований.
  • Уметь показывать связь постгуманистических исследований с глобальными проблемами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Проблематика курса; объяснение задач курса; требования. Постгуманизм, ингуманизм. Антропоцен.
  • Итальянский гуманизм
    Конечное и бесконечное, измерение и масштабирование, титаны и модели. Наука и искусство.
  • Идея «нового человека» в авангарде
    Проекты «нового человека» в итальянском футуризме, советском аванграде. Художественное и технологическое. Маринетти, Вертов, Гастев, Богданов.
  • Теоретические предпосылки разрушения иерархических связей человека и других
    Фуколдианская «тень на песке». Критика «присутствия». Animality. Гостеприимство.
  • Агенты и актанты
    Проблема выбора объектов исследования. Акторно-сетевая теория
  • Машины и киборги
    Биотические и абиотические соавторы. Я. Фон Икскюль и понятие "Umwelt"
  • Понятие не-индивидуальных агентов
    Сети и множества.
  • Грязь
    Круговорот веществ в природе. Работы Д. Харауэй. Манифест киборгов.
  • Биологическое «пост»
    «Глубокие медиа», semi-living, безагентное.
  • Природа и культура
    Трансформации связей природа-культура. «Экология без природы» Т. Мортона. «Геология медиа» Ю. Парикка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Зачёт
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Зачёт
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bess, M., & Pasulka, D. W. (2018). Posthumanism : An Introductory Handbook. Farmington Hills: Gale, Cengage Learning. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1866469

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ferrando, F. (2019). Philosophical Posthumanism. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2109239