• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Анализ аудитории культурного проекта

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Максимова Алиса Сергеевна
Прогр. обучения: Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Понимание структуры аудитории, ее запросов, характерных практик – важнейшая часть функционирования культурных проектов, обеспечивающая успешную коммуникацию между их создателями и публикой. Необходимо знать, удается ли привлечь тех, для кого создаются проекты, что люди думают об их темах, понимают ли содержание и считывают ли заложенные идеи и сообщения, какой эффект имеет посещение или опыт пользования. При планировании экспозиций, медиапроектов, программ и мероприятий одним из ключевых элементов разработки проекта является предварительная оценка уровня интереса и знаний предполагаемой аудитории о теме, изучение когнитивных и аффективных реакций людей, их поведения, оценка удовлетворенности. Курс позволяет научиться планировать исследования, оценивать возможности и ограничения тех или иных методов исследования (опрос в формате личного интервью, онлайн-опрос, наблюдение, фокус группа, глубинное интервью, анализ сообщений в СМИ, интернете, отзывов), определить качество проведенных исследований и их результатов. На примерах успешных зарубежных культурных проектов и российских кейсах студенты смогут понять, в каких ситуациях и на каких стадиях разработки культурного проекта могут быть инициированы исследования, к каким результатам они приводят и как могут помочь в создании и развитии культурных проектов. Курс делает акцент на знакомство с проблематикой и освоение навыков проведения исследований аудитории через выполнение практических заданий, разбор реальных кейсов российских и зарубежных культурных институций и медиа. Часть курса посвящена подробному разбору того, каким образом разные культурные проекты и институции интегрируют изучение аудитории в работу и развитие: для каких задач используются такие исследования, как они проводятся, как они могут повлиять на решения. Также предполагается, что каждый слушатель курса будет вовлечен в подготовку отчетной практической работы: эмпирического исследования аудитории в рамках какого-либо культурного проекта (музейной выставки, онлайн-медиа, мобильного приложения, серии просветительских мероприятий и т.п.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучение студентов роли изучения аудитории в работе культурного проекта, методологии проведения таких исследований и способам интеграции их результатов в развитие культурных проектов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает роль аудитории в современной культуре
  • Знает основные проблемы и вызовы, стоящие перед современными культурными проектами
  • Знает подходы к концептуализации практик культурного и медиапотребления
  • Применяет научные концепции для выдвижения гипотез и объяснения культурного участия
  • Разрабатывает программу исследования
  • Проводит кабинетное исследование и обзор существующих работ по определенной теме
  • Обладает навыками сбора и анализа данных в рамках исследования аудитории, систематизации информации
  • Выбирает подходящие количественные методы для сбора и анализа данных
  • Оценивает качество проведенных исследования
  • Интерпретирует и комментирует результаты
  • Выбирает подходящие качественные методы для сбора и анализа данных
  • Интерпретирует полученные в результате изучения аудитории данные и делает выводы
  • Формулирует рекомендации и представляет результаты самостоятельно проведенного исследования или выполненного практического задания
  • Доказывает значимость результатов для принятия решений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Концептуализация аудиторий.
    Изменение представлений о роли аудитории. Развитие исследований аудитории в России и за рубежом. Концепции культурного потребления. Ключевые понятия и теоретические ресурсы для описания практик участия, музейного опыта, практик медиапотребления, динамики посещения или пользования, причин и мотивов пользования или посещения.
  • Тема 3. Методология исследования аудитории.
    Программа исследования. Задачи. Гипотезы. Выбор стратегии исследования. Количественные и качественные исследования. Типы исследования в зависимости от стадии реализации музейного проекта. Этические проблемы изучения аудитории: анонимность, использование цифровых следов, информированное согласие, работа с уязвимыми группами.
  • Тема 4. Количественные исследования аудитории.
    Учет посетителей. Опросы. Правила составления анкеты. Типы вопросов. Типы шкал. Кодировка открытых вопросов. Размер выборки, ошибка выборки, квоты, понятие репрезентативности. Правила проведения опроса посетителей. Обработка результатов опроса.
  • Тема 5. Качественные исследования аудитории.
    Особенности проведения качественных исследований посетителей. Предварительные исследование и тестирование материалов. Фокус-группы. Интервью. Правила проведения фокус-групп и глубинных интервью. Составление гайда. Анализ письменных источников. Наблюдение. Набор респондентов для участия в исследовании. Интерпретация результатов.
  • Тема 6. Презентация результатов исследования и место исследований в жизненном цикле культурного проекта.
    Формулировка рекомендаций. Взаимодействие внутри команды проекта. Подготовка и презентация отчета по результатам исследования. Организационные способы встраивания исследований аудитории в работу культурного проекта.
  • Тема 1. Значение исследований аудитории в культурных проектах.
    Ориентированность на аудиторию. Понятие адвоката аудитории. Маркетинг культуры. Аудитория как равноправный участник коммуникации. Посетитель и пользователь как клиент. Современные тенденции изучения аудитории. Концепции соучастия. Производство смыслов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Групповой проект + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хренов Н. А. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛИЩНОГО ОБЩЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ 2-е изд. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 688с. - ISBN: 978-5-534-09219-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-zrelischnogo-obscheniya-teoriya-i-istoriya-427452

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кафтан В.В. - Теория и практики массовых коммуникаций (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 453с. - ISBN: 978-5-406-06370-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/928925
  • ФЕДОРОВСКИЙ А.М. (2015). Качество онлайн-опросов. Методы проверок. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (3 (127)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16051523