• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

История в публичном пространстве современной России

Статус: Майнор
Где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь)
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Каменских Алексей Александрович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 58

Программа дисциплины

Аннотация

В последние годы вопросы истории нередко становятся темой публичных дискуссий и политических столкновений. Допустим ли на учебном заведении портрет Сталина? Можно ли переименовать улицу? Можно ли сносить памятники, посвященные историческим персонажам, деятельность которых неоднозначна в оценках потомков? Эти конфликты наблюдаются не только в России. Предлагаемый курс относится к междисциплинарным дисциплинам и охватывает историю, социологию и культурную антропологию. На занятиях студенты узнают о политическом и публичном пространстве, о том, как причудливо работает историческая память в различных странах. О том, как вопросы истории неожиданно становятся темой политических, экономических и культурных конфликтов. Формируемые компетенции: - Понимание культурных процессов и конфликтов, протекающих в современном мире; - Умение осуществлять научный анализ культурных и социальных конфликтов; - Умение осуществлять анализ прессы и открытых источников; - Умение организовать и провести публичную дискуссию; - Способность организовать и осуществить культурный проект, связанный с историческим прошлым.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Привлечение внимания студентов к презентации исторического содержания и проблем современной истории в формах, адаптированных к средствам массовой информации и публичности. Программа предполагает не только погружение в исследование теоретических аспектов функционирования исторического знания, но затрагивает также этические, эстетические, политические и коммерческие аспекты работы с исторической памятью. В рамках этой программы студенты развивают универсальные компетенции, связанные с принципами функционирования исторической культуры и исторического обучения, а также приобретают практические навыки – такие как методы презентации и управление проектами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет концепцией социальных рамок памяти, по Хальбваксу; знает типологию, структуру, формы проявления, способы конструирования и анализа исторических нарративов; понимает взаимосвязи между историческим сознанием и формами гражданско-политической идентичности
  • Владеет концептуальным содержанием понятия травм исторической памяти; может выявлять и анализировать формы конфликтов памятей в гражданских и межнациональных конфликтах; имеет опыт этической рефлексии по поводу понятий вины и ответственности в политической истории
  • Владеет концептуальным и эмпирическим материалом, связанным с политиками памяти в России и в мире
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Социальные рамки памяти и историческое сознание
    - Морис Хальбвакс и понятие «социальных рамок памяти»; - Исторические нарративы: их типология, структура, формы проявления, способы конструирования и анализа; конфликты исторических нарративов; - Историческое сознание и гражданско-политическая идентичность; «Воображённые сообщества» Бенедикта Андерсона.
  • Раздел 2. Больное прошлое и коммеморативная каузальность
    - Больное прошлое: травмы исторической памяти, формы их вытеснения и исцеления; - Конфликты памятей в гражданских конфликтах: мировой опыт; история «комиссий правды и примирения»; - Вина и ответственность в публичной истории: может ли быть вменена ответственность за прошлое? Карл Ясперс, «Вопрос о виновности»; - «Войны памятей» в современной России.
  • Раздел 3. Политика памяти и её акторы
    - «Канон» и «архив» исторической памяти; - История в образовательном пространстве: как строятся школьные курсы истории в России и в мире? - Музеи памяти в публичном пространстве: мировой и российский опыт; - Публичная история и художественный жест: формы мемориалов; - Публичная история и СМИ; - Федеральная программа увековечения памяти жертв политических репрессий; - Проекты гражданской коммеморации в современной России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменная контрольная работа (эссе или рецензия)
  • неблокирующий Дискуссии и/или выступления на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа: доклад на заданную тему
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Дискуссии и/или выступления на семинарах + 0.2 * письменная контрольная работа (эссе или рецензия) + 0.4 * Письменный экзамен + 0.1 * Самостоятельная работа: доклад на заданную тему
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cauvin, T. (2016). Public History : A Textbook of Practice. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1240201

Рекомендуемая дополнительная литература

  • James B. Gardner. (2010). Trust, Risk and Public History: A View from the United States. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B895A607