• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Экономика стран Ближнего Востока и Северной Африки

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины будут рассмотрены как особенности экономического развития самих стран Ближнего Востока и Северной Африки, так и специфика экономических процессов, охватывающих регион в целом. Цель курса - познакомить слушателей с новыми экономическими тенденциями, отследить изменение роли стран изучаемого региона в международных экономических отношениях и оценить роль традиционных и современных факторов в долгосрочном экономическом развитии стран Ближнего Востока в XXI веке. В рамках данного курса студенты изучат торговые и экономические связи и условия формирования инвестиционного климата в странах БВСА.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса состоит в формировании у студентов комплексного представления о социально-экономическом развитии стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), выявлении региональных особенностей и тенденций. Задачами курса являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих слушателю успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и финансовой деятельности со странами БВСА.
  • Оценивать экономические процессы в странах БВСА в их историческом развитии, анализировать изученный материал и профессионально использовать его для реализации практических задач
  • Определять основные этапы и тенденции в социально-экономической ситуации стран БВСА и особенности ведения бизнеса в государствах региона
  • Использовать в профессиональной деятельности знание в области экономики стран БВСА; искать и систематизировать найденный материал по проблеме, а также оперировать полученными знаниями;
  • Определять основные принципы и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, использовать их при решении профессиональных задач, анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы
  • Развить навыки презентации результатов исследовательской работы
  • Выработать умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных финансовых систем стран БВСА
  • Применять цивилизационный и региональный подходы в интерпретации социально-экономического развития стран региона
  • Сформировать и развить исследовательские навыки в области финансовой системы, осуществляющей свою деятельность согласно нормам Шариата (исламского банкинга)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет основные особенности климатических, географических и этно-конфессиональных условий БВСА
  • Анализирует и интерпретирует основные индикаторы социально-экономического развития стран БВСА
  • Сравнивает основные виды полезных ископаемых, добываемые в БВСА, и ключевые характеристики
  • Анализирует основных торговых партнеров, импортеров полезных ископаемых из стран БВСА
  • Выявляет связь между социально-экономической и политической обстановкой в регионе и вопросами обеспеченностью водой
  • Сравнивает и анализирует особенности развития традиционной и альтернативной энергетики в странах БВСА
  • Разбирается в основных торговых партнерах стран БВСА
  • Анализирует рынок труда стран БВСА, масштабы безработицы и оценивает «демографический дивиденд»
  • Анализирует миграционные процессы, проходящие в регионе
  • Различает основные виды сельскохозяйственных секторов стран БВСА
  • Анализирует тенденции и выявляет особенности развития человеческого капитала в странах БВСА
  • Выделяет основные виды транспорта и транспортной инфраструктуры в странах БВСА
  • Выявляет и анализирует связь между развитием науки и образования в странах БВСА и их социально-экономическом развитием
  • Выявляет связь между переходом стран БВСА и их социально-экономическими индикаторами
  • Ориентируется в исламских финансовых продуктах и может оценить конкурентные преимущества стран БВСА для потенциальных инвесторов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общая характеристика и основные элементы экономической географии БВСА
    В лекциях будут рассмотрены основные климатические, географические условия развития стран БВСА и их этно-конфессиональные особенности, приведены конкретные данные, раскрывающие экономическо-географический потенциал региона, показано географическое расположение стран и их ближайших соседей. Студенты познакомятся с ландшафтом изучаемых стран, освоят физическую карту региона с целью анализа экономической и политической ситуации в нем.
  • Общая характеристика социально-экономического положения БВСА (size of economy): ключевые факторы роста.
    В этом блоке лекций будет проведена дифференциация стран региона по основным базовым характеристикам экономического развития, по принципу Size of Economy – методике, применяемой в World development indicators (ВВП, подушевой ВВП, экономический рост, население и площадь занимаемой территории). Проведены сопоставления, показана дифференциация стран изучаемого региона.
  • Добыча полезных ископаемых. Нефть - это «черное золото» или черное проклятие стран-экспортеров углеводородов?
    На лекциях и семинарских занятиях будут рассмотрены ключевые месторождения и объемы запасов природных ископаемых и объекты добывающей промышленности стран БВСА. Будет показано влияние «нефтедолларов» на развитие арабских стран, признаки «голландской болезни» и даже косвенный эффект, извлекаемый соседними с крупными экспортерами сырья странами. Акцент будет сделан на добыче углеводородного сырья как «черного золота», так и «черного проклятья» арабских стран. Внимание также будет уделено запасам фосфатов, железной руды и перспективным для разработки месторождениям.
  • Экспорт полезных ископаемых в странах БВСА. Создание нефтяных картелей.
    История становления нефтяных корпораций. Как формируется цена на нефть, ее себестоимость и рыночные цены. «Нефтяной кризис» 70-х гг., создание объединения нефтедобывающих стран (ОПЕК, ОАПЕК) и спекулятивные структуры рынков. Динамика цен на энергосырье. Соглашение «ОПЕК плюс», возможные дальнейшие шаги по гармонизации мирового рынка энергоносителей.
  • Водные ресурсы БВСА
    Обеспеченность водными ресурсами стран БВСА играет ключевую роль в развитии стран региона. Последствиями водного дефицита в странах БВСА нередко вели к конфликтам и даже приводили к «водным» войнам. Острый дефицит воды вынуждает арабские страны прибегать к технологиям опреснения морской воды. На лекциях будут рассмотрены новые технологии в опреснении воды, стоимость и импорт этих ресурсов, а также ключевые индикаторы, демонстрирующий острый дефицит водных ресурсов в регионе.
  • Традиционная и альтернативная энергетика в странах БВСА
    В этом блоке лекций будет рассмотрена структура топливно-энергетического комплекса стран БВСА. Традиционные сектора энергетики, а также возникновение и развитие генерации электроэнергии с помощью возобновляемых источников энергии. Перспективы построения низкоуглеродной экономики. Энергетические системы, основанные на доминировании традиционных источников энергии, не могут обеспечить устойчивого экономического роста, что открывает новые возможности для возобновляемой энергетики.
  • Внешняя торговля арабских стран
    На лекциях будут рассмотрены ключевые торговые партнеры и маршруты стран БВСА. Объем торговли, торговые балансы изучаемых стран. Изменения и ключевые тенденции в торговле арабских стран, структура экспорта и импорта. Улучшение товарной структуры экспорта в странах БВСА опирается на последовательно проводимые в регионе в течение 15-20 лет реформы, формирующие дополнительные экспортные возможности, но наряду с конкретными достижениями, имеет место ряд проблем и факторов в рассматриваемой сфере, которые неблагоприятно влияют (или могут повлиять в перспективе) на товарную структуру изучаемых стран.
  • Трудовые ресурсы и структура занятости БВСА
    В данном блоке лекций будет проанализирован рынок труда БВСА. Перспективы реализации «демографического дивиденда» или усиление безработицы. Рассмотрены ключевые предпосылки «Арабской весны» и роста социальной напряженности в региона. Меры по гармонизации спроса и предложения на рынке труда.
  • Миграционные процессы в странах региона
    Современная Европа переживает крупнейший со времен Второй мировой войны миграционный кризис, вызванный эскалацией политической нестабильности в арабских странах БВСА. Именно миграционные потоки из данного региона спровоцировали возникновение миграционного кризиса в Европе, привнося основную долю мигрантов в странах ЕС. Будут выявлены факторы, обусловившие лавинообразное увеличение численности мигрантов из арабских стран Азии в ЕС. Ключевые факторы миграции.
  • Сельское хозяйство БВСА
    На лекциях будут рассмотрены ключевые отрасли сельского хозяйства и их особенности развития: растениеводство и животноводство. Вопросы продовольственной безопасности этих стран, дотации на выращивание сельскохозяйственной продукции. Структура импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции.
  • Социальная политика в странах БВСА
    Будут рассмотрены структура и показатели индекса человеческого развития, его вариативность и динамика в арабских странах. Ключевые индикаторы его формирующие и их динамика в странах БВСА. Рассмотрено влияние человеческого капитала на экономический рост, модель количественной оценки человеческого капитала, позволяющая получить величину человеческого капитала в стоимостном выражении. Учтена отдача от каждого вида затрат в зависимости от определенных факторов. Социальные реформы и преобразования, заложенные в долгосрочные стратегии развития, на примере стратегий «Vision».
  • Транспорт и туризм БВСА
    На лекциях будут рассмотрены динамично растущие сектора экономик стран БВСА, среди которых туристическая отрасль и транспорт, а также ключевые объекты транспортной инфраструктуры. Рассмотрены доходы, извлекаемые от туризма. Дана характеристика пассажиро- и грузоперевозок авиационным, морским и автодорожным транспортом. Выделена роль этих отраслей для экономического роста. Рассмотрен феномен развития крупных авиаузлов в монархиях Персидского залива, создания международных авиаперевозчиков.
  • Образование и наука БВСА
    Будут рассмотрены ключевые показатели научной активности. Структура образования и гендерное соотношение учащихся. Уровень грамотности и количество полученных патентных заявок, как и количество издания научных статей. Влияние этих индикаторов на социально-экономическое развитие стран БВСА.
  • Переход к устойчивому развитию стран БВСА
    Современную интерпретацию понятие «устойчивое развитие» приобрело с обнародованием ООН «Повестки дня на XXI век». Проблемы, связанные с переходом к устойчивому развитию, занимают видную роль в разработке и формировании государственных стратегий долгосрочного развития в странах БВСА. Всплеск интереса к данной концепции развития был также обусловлен выходом 17 целей устойчивого развития ООН в 2015 году. На лекциях будут рассмотрена сама концепция устойчивого развития, цели устойчивого развития и препятствия, которые встречают страны БВСА на этом пути.
  • Исламские финансы + Делова игра.
    На лекциях будет уделено внимание религиозным и национальным особенностям населения, необходимость знания законодательства и норм Шариата, основных положений конфессиональной этики. Рассмотрены ключевые исламские финансовые продукты. Показана практика создания «исламских окон» в конвенциональных банках. Распространение исламского банкинга в странах западного мира и на постсоветском пространстве. Проведена деловая игра – Инвестиции в арабские страны: составим свой портфель инвестора. Группа разбивается на команды и выступает в одной из ролей, предложенных лектором. Проводятся переговоры сторон с учетом этно-конфессиональных особенностей стран изучаемого региона.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Посещаемость занятий
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Посещаемость занятий + 0.15 * Работа на семинарах + 0.1 * Тест + 0.5 * Устный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mason, R. (2014). The International Politics of the Arab Spring : Popular Unrest and Foreign Policy: Vol. First edition. Palgrave Macmillan.
  • под редакцией А. Д. Воскресенского - Восток и политика: Политические системы, политические культуры, политические процессы - Издательство "Аспект Пресс" - 2015 - 624с. - ISBN: 978-5-7567-0762-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68675

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cammett, M. C., Waterbury, J., Richards, A., & Diwan, I. (2015). A Political Economy of the Middle East: Vol. Fourth edition. Routledge.
  • Quentin Wodon, Andrea Liverani, George Joseph, & Nathalie Bougnoux. (2014). Climate Change and Migration : Evidence from the Middle East and North Africa. The World Bank.