• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Языки и фольклор народов Южной Аравии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Коган Леонид Ефимович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Современные южноаравийские языки (СЮЯ) – исключительно своеобразная и архаичная группа семитских языков. СЮЯ распространены в труднодоступных, географически и культурно изолированных районах Аравийского полуострова. В настоящее время исследователям известно три основных представителя СЮЯ – мехри (регион Махра в восточном Йемене), джиббали (регион Дофар в западном Омане) и сокотри (о. Сокотра в Аденском заливе). В рамках курса «Языки и фольклор народов Южной Аравии» слушатели смогут познакомиться с уникальными языковыми и культурными феноменами, связанными с СЮЯ. Особое внимание уделяется сокотрийским исследованиям, в развитие которых отечественные учёные внесли решающий вклад. Тематически курс подразделяется на три блока, посвященных, соответственно, языковой, культурно-исторической и фольклористической проблематике. В рамках первого тематического блока слушатели приобретают базовые представления о генеалогической классификации семитских языков, ее методологических и фактических основаниях. Описываются основные черты исторического своеобразия СЮЯ как языковой группы, а также их взаимодействие с арабским языком – доминирующим семитским идиомом этого региона на протяжении многих столетий. Второй тематический блок содержит краткое введение в историю открытия СЮЯ европейскими учеными и обозревает важнейшие публикации по СЮЯ на русском и английском языках. Он также включает в себя сведения о географии и истории региона с древнейших периодов до настоящего времени. Значительное внимание уделяется хозяйственным и бытовым реалиям о. Сокотра, для которых в распоряжении лектора имеется богатейший иллюстративный материал. Третий тематический блок посвящен описательным и сравнительно-типологическим аспектам фольклористики СЮЯ. Сюжеты и мотивы мехрийского и сокотрийского фольклора анализируются в контексте новейших достижений отечественной фольклористической науки, проводятся параллели с широко распространенными фольклорными мотивами Европы, Ближнего Востока, Индии и Восточной Африки («Золушка», «Венецианский купец», «Ивиковы журавли», «Вещий Олег» и многие другие). Курс сопровождается демонстрацией изображений и предполагает домашнее чтение специальной литературы на английском языке. Основные темы курса: Лингвистическое своеобразие СЮЯ как группы в контексте новейших представлений о генеалогической классификации семитских языков. Введение в культурно-историческую проблематику Махры, Дофара и Сокотры и традиционный хозяйственный уклад носителей СЮЯ. Сравнительно-типологический анализ фольклора СЮЯ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Тематически курс подразделяется на три блока, посвященных, соответственно, языковой, культурно-исторической и фольклористической проблематике. В рамках первого тематического блока слушатели приобретают базовые представления о генеалогической классификации семитских языков, ее методологических и фактических основаниях. Второй тематический блок содержит краткое введение в историю открытия СЮЯ европейскими учеными и обозревает важнейшие публикации по СЮЯ на русском и английском языках. Он также включает в себя сведения о географии и истории региона с древнейших периодов до настоящего времени. Третий тематический блок посвящен описательным и сравнительно-типологическим аспектам фольклористики СЮЯ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Излагает основные факты генеалогической классификации, характеризует грамматическое и лексическое своеобразие современных южноаравийских языков.
  • Характеризует мотивы устного народного творчества сокотрийцев в контексте современной фольклористики и мировой литературы.
  • Характеризует основные этапы и результаты полевых исследований на острове Сокотра в 2009-2020 гг.
  • Характеризует основные этапы изучения современных южноаравийских языков.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История изучения СЮЯ
  • Современные южноаравийские языки: генеалогическая классификация, грамматическое и лексическое своеобразие
  • Гамлет, Шейлок и Вещий Олег: мотивы устного народного творчества сокотрийцев в контексте современной фольклористики и мировой литературы
  • Полевые исследования на острове Сокотра 2009-2020 гг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * Письменный экзамен + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Naumkin, V. V., & Kogan, L. E. (2014). Corpus of Soqotri Oral Literature. Brill.
  • Naumkin, V. V., & Kogan, L. E. (2019). Corpus of Soqotri Oral Literature. Brill.
  • Pat-El, N., & Huehnergard, J. (2019). The Semitic Languages: Vol. Second edition. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Marie-Claude Simeone-Senelle. (2016). Rubin Aaron D., The Jibbali (Shaḥri) Language of Oman. Grammar and Texts, Leyde-Boston, Brill, Studies in Semitic Languages and Linguistics, vol. 72, 2014, xxx + 718 p. Revue Des Mondes Musulmans et de La Méditerranée, 265.