• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Цифровые аспекты международных отношений и информационная безопасность

Статус: Курс по выбору (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматривается относительно новый аспект международной политики, роль и влияние которого возрастает в последние годы: проблема распространения цифровой инфраструктуре в мировой экономике и политике и влияние этого фактора на современные международные отношения. Студенты получат знания о различных аспектах применения цифровых инструментов в качестве ресурса внешней политики, проблемах кибербезопасности, регулировании международной цифровой экономики, а также в целом влиянии цифровых технологий на международные экономические и политические отношения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с политологическими подходами к изучению цифровых аспектов международных отношений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • На основании пройденного материала формулирует научно обоснованные прогнозы относительно перспектив развития международного режима в области информационной безопасности.
  • Называет и объясняет основные международно-политические проблемы, связанные с адаптацией международного права к информационной сфере, выявляет интересы различных акторов в данной области и предлагает собственное видение возможных вариантов решения данной проблемы.
  • Называет и объясняет основные направления взаимного влияния информационного общества и мировой политики, умеет их использовать в аналитической работе.
  • Называет и объясняет основные направления использования ИКТ террористическими и преступными группировками.
  • Называет и объясняет основные направления использования социальных медиа в дипломатии, определяет роль цифровой дипломатии в современной международной политике и безопасности с использованием инструментов ТМО и политической науки.
  • Называет и объясняет основные направления исследования информационного противоборства, информационных войн и конфликтов.
  • Называет и объясняет основные направления международного сотрудничества в данной области, выявляет и оценивает роль российской дипломатии, а также определяет позиции и интересы ведущих международно-политических акторов.
  • Называет и объясняет основные переговорные форматы, оценивает их эффективность и влияние на складывание глобального режима в изучаемой области.
  • Называет и объясняет основные подходы к определению понятия «международная информационная безопасность», умеет их использовать в академической работе.
  • Называет и объясняет основные характеристики объектов международной информационной безопасности.
  • Называет и сравнивает основные понятия и теории информационного общества, умеет их использовать в аналитической работе.
  • Называет основные характеристики современного информационного общества, умеет их использовать в аналитической работе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Информационное общество и мировая политика Тема 1.1. Теоретические концепции информационного общества.
  • Тема 1.2. Основные характеристики информационного общества.
  • Тема 1.3. Информационное общество и современная мировая политика.
  • Раздел 2. Современная международная информационная безопасность Тема 2.1. Международная информационная безопасность: подходы к определению понятия
  • Тема 2.2. Информационное противоборство, информационные войны и конфликты
  • Тема 2.3. Объекты информационной безопасности. Защита критических информационных инфраструктур.
  • Тема 2.4. Социальные медиа, Web 2.0 технологии и цифровая дипломатия в контексте информационной безопасности
  • Тема 2.5. Информационный терроризм и информационная преступность.
  • Тема 2.6. Проблема адаптации международного права к информационной сфере.
  • Раздел 3. Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности Тема 3.1. Российские инициативы в области международной информационной безопасности, история их выдвижения и продвижения.
  • Тема 3.2. Переговорный процесс и международное сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности.
  • Тема 3.3. Перспективы формирования глобального режима международной информационной безопасности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Индивидуальная презентация
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (эссе) с использованием асинхронного прокторинга на платформе Moodle. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала, чтобы авторизоваться и пройти проверку компьютера на платформе Экзамус. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, сформулированные здесь https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: консультироваться с любыми другими лицами непосредственно или с использованием любых технических средств, пользоваться любыми материалами, средствами, информационной сетью Интернет во время экзамена, отлучаться во время написания экзамена. Продолжительность экзамена – 1 час. Получив тему эссе, студент должен создать файл word и сразу же при создании файла назвать его именем, указанным в билете с эссе студента. После этого студент должен открыть файл, в заголовке прописать тему эссе и начать работать в файле word. Студенту запрещено покидать файл word, в котором он пишет эссе, (сворачивать, закрывать, заходить параллельно или каким бы то ни было образом в другие вкладки, папки, материалы и т.д., в т.ч. рабочий стол и сайт Moodle) вплоть до момента закрытия файла с последующей немедленой подгрузкой в Moodle. Любые перемещения по рабочему столу вне файла word с эссе запрещены и рассматриваются как нарушение процедуры проведения экзамена. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается выход студента из системы в течение 5 минут при условии, что все интернет-соединения были для студента в этот период недоступны. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается выход студента из системы в течение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи проводится в устной форме. Оценки за экзаменационное эссе будут доведены до студентов в течение 10 дней после проведения экзамена.
  • неблокирующий Тестирование по дисциплине
    Тест состоит из вопросов с несколькими вариантами ответов. Возможно несколько правильных ответов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.2 * Тестирование по дисциплине + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Индивидуальная презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глобальное управление Интернетом и безопасность в сфере использования ИКТ: Ключевые вызовы для мирового сообщества: Научно-популярное / Демидов О. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 198 с.: ISBN 978-5-9614-5820-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002128

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Orr, T. (2020). The Information Revolution : Transforming the World Through Technology. New York: Lucent Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2174025