• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Японский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 14

Программа дисциплины

Аннотация

На данном этапе центр тяжести переносится с анализа японских конструкций на синтез, продуцирование речи на неродном языке. Письменный и устный перевод, имевшие на первом этапе подчиненное значение как средство закрепления и активизации грамматического и лексического материала, становится теперь дополнительной целью обучения. Язык на этом этапе – не только объект изучения, но и средство познания, а также общения вне аудитории. Ставится цель расширения лексико-фразеологического запаса на основе чтения отрывков художественной, общественно-политической и общенаучной литературы. Особое место занимает литература по специальности. Одновременно ведется работа по упорядочению накопленной и вновь получаемой лексики. Это делается как по линии словообразования (расширение деривационных гнезд, активизация навыков словообразовательного анализа), так и по линии семантики: накопление синонимических рядов, расширение семантических полей, изучение полисемии. Объем изученной иероглифики увеличивается до 1500-1600 единиц.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубление и систематизация грамматических знаний.
  • Пополнение лексического запаса до 4500-5000 единиц, а иероглифического запаса – до 1500-1600 знаков.
  • Развитие навыков и умений устной речи для общения в коммуникативных ситуациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь рассказать о временах года и сезонах в Японии, о цветении сакуры.
  • Уметь использовать данные конструкции; описать рабочий день.
  • Составить рассказ о японских космонавтах.
  • Уметь составить подробный рассказ о повседневной жизни.
  • Уметь составить детальное описание путешествия.
  • Уметь составить распространенное определительное предложение.
  • Рассказать о видах японских купален.
  • Уметь рассказать легенду о происхождении чего-либо.
  • Уметь рассказать о традиционных японских праздниках.
  • Уметь рассказать об участии в традиционном российском или японском празднике.
  • Уметь рассказать о проведении какого-либо спортивного соревнования или об олимпиаде.
  • Уметь рассказать о традициях жителей российских и японских регионов.
  • Уметь рассказать о традиционных японских видах спорта, в частности, о сумо.
  • Уметь уверенно пользоваться залоговыми формами.
  • Уметь четко разграничивать формы 尊敬語 и 謙譲語。Уметь составлять с ними предложения.
  • Иметь представление о явлении энантиосемии в японском языке.
  • Уметь рассказать о новых технологических открытиях и изобретениях.
  • Уметь рассказать о видах вулканов, о горячих источниках и составе воды и ее влиянии на здоровье.
  • Уметь рассказать о традиционных японских домах, их достоинствах и недостатках.
  • Уметь рассказать о взаимодействии различных культур.
  • Умение рассказать о традиционной японской еде и ее приготовлении.
  • Умение пересказать японскую сказку.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 3 курс. Тема 1.  お花見は南から北へ
    Конструкции ~はじめ、~とか~とか、~ば、~ほど~、~とおりに。
  • 3 курс. Тема 2.  初めてのアルバイト
    Повторение бессубъектного результатива и бенефактивных конструкций.
  • 3 курс. Тема 3.  お帰りなさい!宇宙から
    Повторение видовых форм глагола.
  • 3 курс. Тема 4.  留学生の生活
    Субстантиваторы もの、こと、の。Повторение конструкций 他ばかり、たところ。Отглагольные послелоги について、にとって、にたいして。
  • 3 курс. Тема 5. 二泊二日の小旅行
    Повторение развитие темы сравнительных конструкций.
  • 3 курс. Тема 6. 犬好きになった私
    Определительные придаточные предложения. ~のおかげで~、~のせいで~。
  • 3 курс. Тема 7.お風呂屋さん
    Отглагольные послелоги ~において、によって、にたいして。
  • 3 курс. Тема 8. 曜日の話
    Отглагольные послелоги ~にもとづいて、~をもとにして、~にしたがって。Выражение эмоций третьего лица.
  • 3 курс. Тема 9. 正月
    Отглагольные послелоги ~にわたって、~から~にかけて。Конструкция たとたん、につれて、にしたがって、とともに。
  • 3 курс. Тема 10. 花火
    Конструкция もあれば、もあります。てからでないと、わけです、わけではない、わけがない、わけにわいかない。
  • 3 курс. Тема 11. 体育の日
    Суффиксы がち、ぎみ、っぽい、だらけ、まみれ。
  • 3 курс. Тема 12. かまくら(日本の祭り)
    Придаточное предложение степени со служебным словом ほど。 Повторение предположительного наклонения.
  • 3 курс. Тема 13.すもう見物
    Отглагольные послелоги にかんして、にくらべて、にくばえて。Предложения со служебным словом たびに。
  • 3 курс. Тема 14. 高い授業料
    Повторение залоговых форм: каузатив, малефактив, каузативный бенефактив и каузативный малефактив.
  • 3 курс. Тема 15.駅の売店で
    Повторение 敬語。Выражение долженствования через べき。
  • 3 курс. Тема 16. 日本語のあいまいさ
    Выражение なるべく、に違いない、よりほかない、~て以来、~ついでに。
  • 3 курс. Тема 17. 日本のロボット
    Отглагольные послелоги にそって、をへて、をきっかけに、をこめて、にはんして。
  • 3 курс. Тема 18. 温泉と火山
    Конструкция てたまらない、てならない、てしかたない、~に決まっている、конечная частица っけ。
  • 3 курс. Тема 19. 狭くて広い和室
    ~の代わりに、~向き、~向け、~からには、конструкция ことはない、~ないことはない。
  • 3 курс. Тема 20. アメリカ村
    ~一方だ、~うちに、~て、でいる間。Отглагольные послелоги をはじめて、を通じて。
  • 3 курс. Тема 21. 「きつねうどん」と「たぬきそば」(日本の食べ物)
    めったに~ません、служебные слова らしい、つもり。Повторение конструкций ようになる、ようにする。
  • 3 курс. Тема 22. 日本の昔話
    Повторение пройденного за год материала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Тестирование + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Haruhiko Kindaichi. (2011). Japanese Language : Learn the Fascinating History and Evolution of the Language Along With Many Useful Japanese Grammar Points. [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567158
  • Wong, L. (2017). Contact Situation and Foreigner Talk - Japanese language. Australia, Australia/Oceania: unpublished. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.26985C32

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McGloin, N. H. (2014). Modern Japanese Grammar : A Practical Guide. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1481124
  • Minako, S. (2009). Nihon Shisoshi Handobukku (A Handbook of Japanese Intellectual History). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D4487959