• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Стартап в цифровой среде

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Максимова Мария Игоревна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предоставляет студентам возможность стать частью экосистемы самого непредсказуемого мира, где самая главная ценность — делать ошибки. А также погрузиться в проблемы, вызовы и преимущества, которые возникают на пути специалистов в сфере коммуникаций, маркетинга и продукта, работающих в цифровом стартапе, который находится как на этапе идеи, так и является компанией с многомиллионной выручкой. По итогу курса студенты освоят полный комплекс вопросов, связанных с организацией, жизненным циклом, форматом взаимодействия команд, этапами разработки, формированием KPI и контролем в бизнесах, созданных с нуля. А также будут понимать принципы создания идеи и минимального продукта ценности, выявлять и верифицировать потребности будущих клиентов. В ходе курса планируется привлечение руководителей стартапов, представителей фондов и групп инвесторов, чтобы студенты получили ответы на вопросы о жизни, боли и успехе бизнесов, создаваемых с нуля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стартап в цифровой среде» являются: • формирование знаний и компетенций, необходимых при работе в стартап-среде у специалиста в сфере коммуникаций; • развитие интереса у студентов к сфере предпринимательства, понимания преимуществ, возможностей, а также проблем и рисков, связанных с развитием стартапов в цифровой среде; • ознакомление студентов с процессами и инструментарием жизнеспособного стартапа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и умеет оперировать основными понятиями стартап-среды, знает жизненный цикл стартапа, понимает подходы поиска и формирования идеи для стартапа. Способен давать конструктивную обратную связь по своему проекту и проектам однокурсников.
  • Знает основные подходы к оценке эффективности стартапа.
  • Знает основные принципы поиска идеи и разработки цифрового продукта и особенности вывода продукта на рынок, умеет формировать ценностное предложение и конкурентное преимущество, а также способен отличать особенности маркетинга в стартапах, корректно выполняет планирование и бюджетирование проектов.
  • Знает основные этапы, механики и принципы ведения переговоров. Корректно сравнивает модели переговоров и понимает эффективность каждой. Умеет проявлять инициативу и настойчивость в достижении профессиональных и личных целей
  • Корректно сравнивает основные модели монетизации digital-стартапов, умеет определять их преимущества и недостатки в зависимости от типа бизнеса.
  • Понимает мотивацию ведения предпринимательской деятельности, умеет выстраивать эффективную коммуникацию с предпринимателями - потенциальными/текущими руководителями или партнерами по бизнесу, обосновывать свою точку зрения.
  • Понимает отличия между разными типами финансирования, типами инвесторов, знает структуру инвестиционной презентации.
  • Умеет анализировать преимущества и недостатки управленческих решений, Способен адаптироваться к различным профессиональным ситуациям.
  • Умеет корректно выстраивать коммуникационное предложение с точки зрения цели организации и сегментов аудитории, корректно обосновать выбор инструментов, выбрать релевантные метрики для оценки эффективности каналов.
  • Умеет корректно формулировать цели и задачи исследований потребителя, проводить исследование потребителей, адаптировать результаты к профессиональным задачам.
  • Умеет определять ключевые типы сотрудников для команды стартапа, понимает принципы, по которым происходит найм сотрудников в подобные компании. Понимает потенциальные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в команде и умеет пользоваться приемами, которые помогут их решить.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Основные понятия стартап-среды
  • Мотивации предпринимателя и развитие команды стартапа.
  • Основные этапы и подходы к разработке цифрового продукта
  • Особенности и отличия аудитории стартапов.
  • Бизнес-модель и модели монетизации стартапов в цифровой среде.
  • Маркетинг и PR стартапа.
  • Оценка эффективности стартапа и метрики
  • Управленческие ошибки основателей стартапов, сложности ведения собственного бизнеса.
  • Финансирование стартапов.
  • Ведение переговоров и развитие бизнеса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальные домашние задания
  • неблокирующий Групповые задания
    В начале курса студенты разбиваются на группы до 5 человек и выбирают лидера команды. Групповые домашние задания (групповое д/з) выполняются студентами в течение всего курса и представляют собой этапы создания проекта своего стартапа. Домашние задания позволяют проверить способность применять знания, полученные во время лекционных занятий. Дедлайны к групповым заданиям жесткие, при нарушении предусмотрена система штрафов: за каждый просроченный день -1 балл. Ответственность за групповой результат несет не только лидер команды, но и вся команда. В случае, если результаты домашней работы презентует только часть команды, а другая часть в этот момент отсутствует на занятии, оценку за задание получают только те студенты, которые выступили на занятии (за исключением уважительных причин отсутствия).
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.18 * Индивидуальные домашние задания + 0.42 * Групповые задания + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
  • Стартап: Настольная книга основателя / Бланк С.М., Дорф Б., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 616 с.: ISBN 978-5-9614-5027-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924002
  • Э.Рис - Метод стартапа: Предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании - Альпина Паблишер - 2018 - ISBN: 9785961414998 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/17918

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kohler, T. (2016). Corporate accelerators: Building bridges between corporations and startups. Business Horizons, (3), 347. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.bushor.v59y2016i3p347.357
  • Power in a startup’s relationships with its established partners: Interactions between structural and behavioural power. (2017). Industrial Marketing Management. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2017.12.007
  • Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов: Учебное пособие / Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 432 с.: ISBN 978-5-9614-5665-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912217
  • Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании: Учебное пособие / Кристенсен К.М. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 239 с.: ISBN 978-5-9614-5658-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002224
  • Мур Д. - Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-537-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62351
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
  • Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес: Учебное пособие / Зобнина М.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-9614-4824-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924028