Бакалавриат
2021/2022





Русская интеллектуальная история 19 века
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Велижев Михаил Брониславович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Русская интеллектуальная история XIX века» посвящен филологическому анализу языков политического в имперской России. В центре внимания – нон-фикциональные (политические или историософские) произведения крупных русских писателей, мыслителей и публицистов XIX столетия – Н.М. Карамзина, П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, П.И. Кропоткина и многих др. Основная форма проведения занятий в рамках курса – семинары, на которых преподаватель и студенты обсуждают основные категории, аргументы и риторические приемы, использовавшиеся авторами для изложения собственной политической доктрины. Особенный акцент ставится на полемичности высказывания о политике, на соотнесенности различных языковых пластов между собой, на способах убеждения аудитории. Именно поэтому в рамках курса подробно анализируются дискуссии вокруг скандальных статей или книг, созданных в XIX веке, – первого «Философического письма» Чаадаева, «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя, сборника «Вехи». Кроме того, дисциплина «Интеллектуальная история» предполагает знакомство студентов с определенной теоретической и методологической проблематикой – с трудами о контекстуализирующих подходах в истории политической мысли, с дебатами в области истории понятий и политических языков (с работами Кв. Скиннера, Дж. Покока, Р. Козеллека и др.).
Цель освоения дисциплины
- Детальное знакомство студентов с теоретическими концепциями интеллектуальной истории как филологической дисциплины;
- Формирование у студентов навыков устного и письменного анализа прозаических текстов с привлечением методика анализа в жанре интеллектуальной истории;
- Подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Владение методами теоретического исследования в области интеллектуальной истории XIX века;
- Владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы;
- Владение навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области интеллектуальной истории.
- Знание методов филологического исследования в области интеллектуальной истории;
- Знание основных событий русской интеллектуальной истории XIX века;
- Знание понятий и категорий интеллектуальной истории;
- Умение выбирать методологию междисциплинарного исследования в области интеллектуальной истории;
- Умение применять методологию интеллектуальной истории при анализе нон-фикциональных текстов, созданных на русском языке в XIX веке;
- Умение ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по курсу.
Содержание учебной дисциплины
- Что такое интеллектуальная история?
- Карамзин
- Русская историософия 1830-х годов
- Гоголь
- Язык государственных манифестов в России первой половины XIX века
- Русская историософия второй половины XIX века: язык и основная проблематика
Элементы контроля
- Аудиторная работа на лекциях и семинарахОценка за аудиторную работу составляет 20% от итоговой оценки за курс
- Письменный экзаменПисьменный экзамен сдается во время сессии и представляет из себя ответ на один, случайно выбранный вопрос по теме курса, связанный с методологией и исследованным материалом (вопросы не рассылаются студентам заранее).
- Письменный экзаменПисьменный экзамен сдается во время сессии и представляет из себя ответ на один, случайно выбранный вопрос по теме курса, связанный с методологией и исследованным материалом (вопросы не рассылаются студентам заранее).
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модульОценка за аудиторную работу составляет 20% от итоговой оценки за курс, за устный экзамен - 80%
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Достоевский, Ф.М. Бесы [Электронный ресурс] / Ф.М. Достоевский. - М.: Инфра-М, 2015. - 652 с. - Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508347 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508347
- Карамзин Н.М. - Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях - Художественная классика - 2019 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933236
- Розанов, В. В. Люди лунного света: Метафизика христианства / В. В. Розанов. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 136 с. — ISBN 978-5-507-10623-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6414 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
- Избранные труды, Вацуро, В. Э., 2004