• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Развитие объектов культурного наследия

Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты познакомятся с историей продвижения охранной деятельности в мире; получат представление о государственной системе охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия; научатся работать с источниками документов, устанавливающих режимы использования объектов культурного наследия, нормативными правовыми актами в области охраны объектов культурного наследия; познакомятся с правила осуществления градостроительной деятельности, затрагивающей объекты культурного наследия; овладеют инструментами финансового моделирования, оценкой рисков и экономической эффективности проектных решений развития объектов культурного наследия. Курс представляет собой самостоятельную дисциплину, выступающую составной частью образовательной программы магистратуры по направлению 07.03.04 «Градостроительство», и относится к дисциплине по выбору студентов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование профессиональных знаний и представлений о работе с объектами культурного наследия, а также приобретение практических навыков, позволяющих инициировать и реализовывать проекты в области сохранения и капитализации культурного наследия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятийным аппаратом, достаточным для работы с объектами культурного наследия
  • Имеет базовое представление об истории появления объектов культурного наследия, правовом статусе объектов культурного наследия в России
  • Ориентируется в отрасли, понимать проблематику и базовые принципы работы с объектами культурного наследия
  • Воспроизводит основные принципы правового регулирования в области сохранения и популяризации культурного наследия и градостроительной деятельности
  • Умеет работать с источниками, документами, устанавливающими границы территории ОКН, защитные зоны, зоны охраны, параметры застройки
  • Объясняет требования к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия и особые режимы использования
  • Имеет представление об основных участниках проекта, может определить их роли, интересы и стратегию согласования
  • Владеет методами вовлечение различных целевых групп проекта
  • Понимает особенности взаимодействия с органами публичной власти
  • Воспроизводит доступные сценарии работы с объектами культурного наследия
  • Способен обосновать эффективность выбранного сценария работы с объектом культурного наследия
  • Разрабатывает состав и планы проектных работ, управленческую модель
  • Способен оценить объем затрат на мероприятия по сохранению, популяризации объектов культурного наследия
  • Способен оценить инвестиционную привлекательность объекта культурного наследия, спрогнозировать финансовую эффективность выбранного сценария работы
  • Способен оценить риски и ресурсы, необходимые для реализации проекта развития объекта культурного наследия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Формирование понятий "Объекты культурного наследия и исторические поселения". Основные положения и принципы работы с объектами культурного наследия
    История развития охранного движения. Международная система охраны ОКН. Государственная система охраны объектов культурного наследия в России. Ценность объекта – государственный реестр, предмет охраны и почему необходимо работать с паспортом объекта. Владения, использования и распоряжения объектами культурного наследия. Особенности работы с объектами, имеющими статус выявленного объекта культурного наследия
  • Тема 3. Бизнес, жители, власти и градозащитники – баланс интересов и модели взаимодействия с основными интересантами
    Основные участники проекта, инструменты работы со стейкхолдерами. Бизнес, жители, градозащитные организации – баланс интересов. Соучаствующее проектирование, методы вовлечения жителей. Правовое сопровождение проектов. Особенности взаимодействия с органами публичной власти (на примере г. Москвы). Мастер-класс “Роль государства в сохранении и популяризации объектов культурного наследия”
  • Тема 4. Валоризация объектов культурного наследия - сценарии работы и модели управления объектами
    Сохранение, консервация, ремонт, реставрация – выбор оптимального подхода. Приспособление объектов культурного наследия для современного использования. Воссоздание утраченных объектов культурного наследия. Современные практики и модели управления объектами культурного наследия. Разбор реальных проектов (выход в поле)
  • Тема 2. Правовое регулирование градостроительной деятельности, связанной с сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия
    Территория, границы территории и земельные участки в границах территории объектов культурного наследия. Защитные зоны и зоны охраны объектов культурного наследия, единая зона регулирования застройки. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия и особые режимы использования. Мастер-класс “Как спланировать и согласовать разработку проекта охраны”. Понятие исторического поселения. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении
  • Тема 5. Экономика объектов культурного наследия
    Экономика и сохранение наследия: влияние на город и экономическое развитие. Источники финансирования мероприятий по сохранению ОКН. Экономика строительства: ценообразование, расчет стоимости ремонтно-реставрационных работ. Экономика проекта: финансовая модель, государственная поддержка, показатели эффективности проекта. Оценка рисков проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Требования к написанию академического эссе Академическое эссе (далее – эссе) представляет собой изложение автором собственных соображений по выбранной теме, связанной с особенности владения, использования и распоряжения объектами культурного наследия в различных странах мира с опорой на академические источники . Эссе не является простым описанием выбранной темы. Авторы следуют утвержденной структуре эссе, стиль написания эссе – академический. Структура эссе: 1. Титульный лист - содержит название дисциплины, название темы эссе, Ф.И.О. автора, номер учебной группы 2. Введение - во введении необходимо указать актуальность, обосновать выбранную тему, обозначить исследуемую проблему, поставить цель и определить исследовательские задачи 3. Основная часть - состоит из нескольких разделов/параграфов 4. Заключение - самостоятельные выводы автора по выбранной теме 5. Список источников - примеры оформления источников указаны в программе дисциплины 6. Приложения (при необходимости) Формальные требования к эссе: 1. Объем - не менее 10 000 знаков с пробелами, но не более 20 000 знаков с пробелами 2. Источники - должно быть использовано не менее 7 академических источников (приветствуется использование англоязычных статей и монографий). Оформляется в виде списка использованных источников (библиографии) 3. Ссылки и цитирование - ссылки оформляются следующим образом: в тексте по ходу изложения в квадратных скобках приводится номер упомянутого источника (либо в круглых скобках фамилия автора) в соответствии со списком использованных источников. Цитаты заключаются в кавычки. Не допускается прямая переписка текстов из источников без оформления цитат и соответствующих ссылок 4. Оформление - обязательно наличие в эссе титульного листа, разделов/параграфов, списка источников, ссылок на источники, приложений (если необходимо). Шрифт Times New Roman, 12-й кегль, интервал 1.5, выравнивание по ширине 5. Оформление титульного листа - титульный лист эссе должен содержать название дисциплины, название темы эссе, Ф.И.О. автора, номер учебной группы. 6. Формат электронной версии файла - эссе должно быть представлено в электронном виде (формат файлов только .doc, .docx). 7. Сроки и процедура сдачи эссе - Эссе сдается преподавателю не позднее последнего воскресенья мая (включительно). Эссе считается сданным, если его электронная версия была направлена преподавателю через систему антиплагиат (hse.antiplagiat.ru) в соответствии с процедурой функционирования системы. Работы, сданные позже установленного срока, не проверяются. В ведомость выставляется оценка «0». 8. Соблюдение академических норм - если преподавателем установлен факт плагиата или иного нарушения академических норм выполнения письменных работ, то за эссе в ведомость выставляется оценка «0», а обучающийся привлекается к дисциплинарному взысканию.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Итоговый групповой проект
    Состав проекта: 1. Историческая справка и фактическое использование объекта, его земельного участка и прилегающей территории 2. Анализ территории и оценка действующих документов планирования, регулирования (в том числе окружающая застройка, положения генерального плана поселения (городского округа) и документации по планировке территории в части планирования объектов инфраструктуры, касающихся исследуемой территории, режим использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия, другие ограничения) 3. Предложения по функциональному использованию территории и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования (концептуальное видение, предложение) 4. Модель взаимодействия основных стейкхолдеров 5. Сценарий работы с объектом, управленческая модель, дорожная карта, экспресс-маркетинговые исследования 6. Экономическая оценка механизмов реализации проекта с помощью финансовой модели 7. Предложения по совершенствованию условий охраны и сохранения объектов культурного наследия в контексте реализации замысла в том числе приспособления объекта культурного наследия для современного использования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.3 * Итоговый групповой проект + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leonid Griffen, & Nadiia Ryzheva. (2020). Историко-культурное наследие как социальный феномен. Емінак, 2(30), 238–247. https://doi.org/10.33782/eminak2020.2(30).429
  • Всемирное культурное наследие, Максаковский В. П., 2000
  • Всемирное культурное наследие: Учебник / Под ред. Боголюбова Н.М. - СПб:СПбГУ, 2015. - 368 с.: ISBN 978-5-288-05612-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942293
  • Кулемзин, А.М. Историко-культурное наследие и общество: теория и методика охраны памятников : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль «Проектно-инновационная деятельность в сфере культурно-познавательного туризма» / А.М. Кулемзин. - Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. - 147 с. - ISBN 978-5-8154-0417-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041180

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Фундаментальные проблемы культурологии. Т.6: Культурное наследие: от прошлого - к будущему, , 2009