• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Современный книжный рынок и издательский бизнес

Статус: Курс по выбору (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гачечиладзе Ирина Ивановна
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Современный книжный рынок и издательский бизнес в России и за рубежом» являются: формирование у студентов представлений об этапах и особенностях существования книжного рынка в современной̆ России и за рубежом, об основных институтах книжного дела, об аудитории (аудиториях) тех или иных изданий; развитие навыков ориентации в структуре книжного рынка (как бумажных, так и электронных книг), его запросах, динамике, тенденциях, в том числе отдаленных; Формирование у студентов навыка интерпретации внешнего облика книги в связи с ее содержанием и потенциальной читательской аудиторией, понимания причин популярности тех или иных изданий, а также места феномена книги и чтения в современной культуре. В результате освоения курса студенты должны знать устройство издательства и основные стадии издательского процесса, уметь анализировать установку издательства при подготовке и выпуске книг, издательскую политику в области гуманитарного (в том числе научного) и беллетристического книгоиздания, владеть анализом устройства конкретной книги, интерпретации ее содержания, оформления и других элементов дизайна во взаимной связи.Текущий контроль включает в себя написание самостоятельной работы. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений об этапах и особенностях существования книжного рынка в современной России и за рубежом, об основных институтах книжного дела, об аудитории (аудиториях) тех или иных изданий; Развитие навыков ориентации в структуре книжного рынка (как бумажных, так и электронных книг), его запросах, динамике, тенденциях, в том числе отдаленных; Формирование у студентов навыка интерпретации внешнего облика книги в связи с ее содержанием и потенциальной читательской аудиторией, понимания причин популярности тех или иных изданий, а также места феномена книги и чтенияв современной культуре.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать устройство издательства и основные стадии издательского процесса;
  • Уметь:  Анализировать установку издательства при подготовке и выпуске книг, издательскую политику в области гуманитарного (в том числе научного) и беллетристического книгоиздания;
  • Уметь рассматривать книгоиздание в контексте методологии современных гуманитарных наук и современной культуры.
  • Владеть: – Анализом устройства конкретной книги, интерпретации ее содержания, оформления и других элементов дизайна во взаимной связи;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1: Краткое изложение истории издательского бизнеса в России; книжные ярмарки; книжные премии.
    Появление независимого книгоиздательского рынка и негосударственных издательств (1988). Периоды существования издательского бизнеса в России. 1-й период, 1988 — 1998, характеризуется засильем развлекательной литературы зарубежья и пиком популярности фантастики; при этом понятия «авторского права» практически не существовало. 2-й период, 1998 — 2008 («золотой век»), происходило становление книжного рынка, появились российские бестселлеры, рынок книжных распространителей. 3-й, период, с 2008 по настоящее время, - посткризисный. Суммарные тиражи российского издательского рынка; крупнейшие издательства, их профиль и деятельность. Книжные ярмарки в России и в мире (Московская международная книжная ярмарка в сентябре, Ярмарка Non-fiction в декабре, Книги России весной, Московский книжный литературный фестиваль, Франкфуртская книжная ярмарка, Лондонская книжная ярмарка, Парижский книжный салон, Эдинбургский книжный фестиваль), их функционирование и статус. Институт книжных премий, краткий очерк его истории; важные книжные премии России — Booker (60 000 фунтов), Большая книга (1.5 млн долларов), Национальный бестселлер (300 00 рублей), НОС (700 000 рублей).
  • Раздел 2. Авторское право и экономика издательства.
    Как устроена система защиты интеллектуальной собственности. Обзор основных принципов континентальной и англо-саксонской правовых системы в части защиты прав автора, международные конвенции. Практический уровень: работа с правами и лицензионным материалом в издательстве, профессия менеджера по правам. Разбор типового варианта лицензионного/авторского договора: экономические и правовые интересы автора и издателя.
  • Раздел 3. Структура издательства.
    Кадровый состав издательства и функционал позиций: редакторы, корректоры, верстальщики, переводчики, авторы, рецензенты. Рынок вакансий. Стадии и процессы книгоиздания. Подготовка переводных изданий. Права и обязанности переводчика. Авторские права, специфика функционирования этой системы в России. Литературные агенты и их деятельность.
  • Раздел 4. Переводная литература, ее выпуск, ее рынок и потребитель (на примере издательства Corpus, Москва).
    Издательство Corpus, основанное в 2008 году, входит в издательскую группу АСТ, которая специализируется на мировой и российской переводной литературе, а также на разных направлениях non-fiction. Разбор одной из недавно выпущенных издательством книг – «Только не дворецкий!», сборник малоизвестной английской детективной прозы времен А. Конан Дойла (проблемы отбора текстов, составления, привлечения переводчиков, редактуры переводов (с примерами), решения вопроса авторских прав etc.). Проблемы современного состояния художественного перевода.
  • Раздел 5. Современный научный журнал на русском языке (на примере журнала «Теория моды»).
    Ежеквартальный научно-теоретический и культурологический журнал «Теория моды» выпускается издательским домом «Новое Литературное Обозрение» и ориентирован преимущественно на людей, которые профессионально занимаются модой, а также на всех тех, кто хочет знать о моде больше, но именно в научном ключе. Это первый в России научный журнал, посвященный fashion studies, причем на данный момент в России такого образовательного направления как fashion studies не существует. Междисциплинарность и значимый визуальный ряд как отличительная характеристика журнала. Проблема рекрутинга авторов и переводчиков, рецензирования и отбора статей, концепции тематических блоков, формирования разделов и штата редакторов. Индекс цитирования статей журнала. Выпуск в качестве приложения к журналу («Библиотека журнала “Теория моды”») серии книг: переводных монографий зарубежных исследователе, сборники научных статей по профилю издания.
  • Раздел 6. Малые издательства; рынок электронных книг, его потенциал и будущее.
    Структура расходов издательства; оптимизация издательского процесса как залог успеха деятельности небольших издательств; взаимодействие с типографией. Система государственной и негосударственной поддержки малых издательств (гранты, премии). Специфика рынка электронных книг; востребованность тех или иных тематических направлений в электронном книжном ассортименте. Проблема авторских прав в электронном книгоиздании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мандель, Б. Р. Книжное дело [Электронный ресурс] : Учебн. пособие / Б. Р. Мандель. - Москва : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 634 с. - ISBN 978-5-9558-0298-5 (Вузовский учебник), 978-5-16-006521-2 (ИНФРА-М) - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/403672

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Григорьева Е. И., Ситдиков И. М. - ОСНОВЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА. ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 439с. - ISBN: 978-5-534-06330-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-izdatelskogo-dela-elektronnoe-izdanie-441896
  • Розанов В.В. - На книжном и литературном рынке - Издательство "Лань" - 2013 - 6с. - ISBN: 978-5-507-10974-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7771
  • Руднев В.Н. - История книжной культуры (для бакалавров) - КноРус - 2017 - 303с. - ISBN: 978-5-406-05974-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/928934
  • Русская книжная культура на рубеже XIX-XX веков: Монография / Аксенова Г.В. - М.:Прометей, 2011. - 200 с. ISBN 978-5-4263-0063-7