• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Ключевые тексты франкоязычных литератур

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс строится по хронологическому принципу и охватывает период развития французской литературы с XVI до конца ХIХ века, однако задача знакомства студентов с историко-литературным процессом во всей его полноте и многообразии при этом не ставится. Выбор предлагаемых текстов обусловлен, с одной стороны, их основополагающим значением в истории не только французской, но и в целом европейской литературы, а с другой – уровнем владения французским языком, достигнутым к началу третьего курса. При работе с особо сложными текстами упор делается прежде всего на их доскональное понимание, без которого невозможен филологический анализ, соответственно значительная часть занятия посвящается комментированному переводу на русский язык. Работа над изучаемым текстом включает в себя: - в лингвистическом аспекте: анализ непривычных форм, сложных синтаксических конструкций, архаичной и малоупотребительной лексики, фразеологии, языковых метафор; подстрочный перевод наиболее значимых, но трудных для понимания мест; - введение в теорию французского стихосложения, знакомство с особенностями метрики, рифмы, ритма французского стиха, а также с правилами чтения стихов вслух; - объяснение исторических, географических, культурных реалий эпохи, встречающихся в тексте, а также выявление разного рода тематических и стилистических аллюзий; - выявление ключевых для автора и/или стиля концептов, мотивов, образов; - анализ выразительных средств и стилистических особенностей; - если речь идет о целом небольшом произведении – анализ его композиции, если о фрагменте – определение его места в общей структуре произведения; - анализ произведения в контексте жанровой традиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с важнейшими произведениями французской литературы XVII – XIX веков, основными литературными течениями и стилями, социокультурным контекстом каждой эпохи.
  • формирование устойчивых навыков понимания и перевода литературных текстов, в том числе сложноорганизованных, архаичных, усложненно-образных и пр. Совершенствование лингвистических компетенций, полученных в ходе изучения французского языка.
  • развитие навыков устного и письменного анализа прозаических и поэтических текстов, приобретенных в первую очередь в рамках курсов «Ключевых текстов русской литературы XIX-XX вв.» и «Ключевых текстов англоязычной литературы».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет читать стихи вслух с соблюдением правил французской фонетики и просодии
  • Переводит и анализирует фрагменты художественных произведений, разбиравшиеся на семинарских занятиях
  • Читает, переводит, анализирует разбиравшиеся на семинарах литературные тексты.
  • Владеет навыками перевода сложноорганизованных литературных текстов
  • Способен анализировать французские литературные тексты 19 века, по стилистике и поэтике близкие пройденным произведениям.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ключевые тексты французской литературы XVII-XVIII веков
    Основные правила французской версификации. Французский классицизм: анализ трагикомедии Корнеля "Сид" и трагедии Расина "Федра". "Юлия, или Новая Элоиза" Руссо в контексте европейского сентиментализма.
  • XIX век: от романтизма к символизму
    Эволюция французского романтизма: "смутность страстей" (Шатобриан) - "болезнь века" (Мюссе)- "скука" и "сплин" (Бодлер). Мотивы, образность, ключевые метафоры раннего французского романтизма (Ламартин). «Поэтическая революция» Гюго: реформа стихосложения, формирование нового поэтического языка, изменение представлений о миссии поэта. «Эмали и камеи» Теофиля Готье и рецепция его поэзии в Европе и в России. Цветы зла» Бодлера: переосмысление назначения поэзии и роли творца; формирование символистской поэтики; новая эстетика. Выразительные средства, специфика бодлеровской метафоры. Рецепция поэзии Бодлера. Верлен: особенности поэтического языка, своеобразие метафоры, музыкальность стиха. Поэтика Рембо: «ясновидение» и разрушение канонов; образный мир Рембо, множественность интерпретаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа: письменные и устные опросы, перевод и анализ текста, заданного на дом
    за блиц, пропущенный без уважительной причины, выставляется 0. Если пропуск по уважительной причине, данный блиц при расчете не учитывается.
  • неблокирующий самостоятельная работа (эссе) на одну из пройденных тем объемом от 4000 до 8000 знаков с пробелами
    Работа, сданная позже оговоренного срока, оценивается с понижением на 1 балл (при опоздании не больше, чем на 5 дней), на 2 балла (при большем опоздании). После последнего занятия модуля работы не принимаются.
  • неблокирующий чтение стихов наизусть
    Принимается преподавателем или ассистентом в режиме видеосвязи с каждым студентом в заранее оговоренные сроки.
  • неблокирующий устный экзамен
    Экзамен после четвертого модуля проходит дистанционно на платформе Zoom. По предварительной записи студент "приходит" к определенному времени, выбирает билет (два задания: 1) анализ знакомого текста/фрагмента текста; 2) анализ незнакомого стихотворения одного из пройденных поэтов, либо незнакомого фрагмента большого литературного произведения, изучавшегося лишь частично) и полчаса готовится к ответу, а потом отвечает с включенной видеокамерой. Студенты, не вышедшие на связь в указанное время в силу технических неполадок, но сообщившие о проблеме, могут попробовать переподключиться еще один раз в тот же день. При кратковременном нарушении связи во время экзамена (меньше одной минуты) экзамен прерывается и по возможности сразу возобновляется. При долговременных нарушениях связи во время экзамена (больше одной минуты) экзамен останавливается и должен быть повторен позже (студент перетягивает билет).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * аудиторная работа: письменные и устные опросы, перевод и анализ текста, заданного на дом + 0.3 * самостоятельная работа (эссе) на одну из пройденных тем объемом от 4000 до 8000 знаков с пробелами + 0.4 * устный экзамен + 0.1 * чтение стихов наизусть
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * аудиторная работа: письменные и устные опросы, перевод и анализ текста, заданного на дом + 0.3 * самостоятельная работа (эссе) на одну из пройденных тем объемом от 4000 до 8000 знаков с пробелами + 0.4 * устный экзамен + 0.1 * чтение стихов наизусть
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маслова В. А., Бахтикиреева У. М. - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 179с. - ISBN: 978-5-534-11982-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filologicheskiy-analiz-poeticheskogo-teksta-446582
  • Мисюров Н.Н. - История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 48с. - ISBN: 978-5-9765-1231-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105180
  • Погребная Я.В. - История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 311с. - ISBN: 978-5-9765-1059-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115878

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ивлева Т.Г. - Как "сделан" художественный текст: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 276с. - ISBN: 978-5-9765-3373-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105166