• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Философия науки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Физика)
Направление: 03.03.02. Физика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части блока дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавра образовательной̆ программы «Физика». Этот курс исследует эпистемологические, методологические и онтологические аспекты науки. Студенты будут изучать отношения между восприятиями, моделями и теориями в контексте научных исследований, а также различные логические объяснения этих отношений. Особое внимание будет уделено использованию различных видов доказательств для подтверждения или опровержения научных теорий. Студенты познакомятся с критическим анализом различных этапов научного метода, в первую очередь в физике. На примере конкретных физических теорий студенты узнают, каким образом создаются модели для предсказания и объяснения феноменов, какую роль в этом играют интуиция, математика и эксперименты. Студенты также познакомятся с современными методологическими, философскими, социологическими и этическими проблемами науки. Студенты получат представление об эволюции онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий, а также о философских проблемах современной физики и различных подходах к их решению. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими компетенциями: способностью критически воспринимать и структурировать информацию; способностью ясно и аргументированно излагать результаты своей мыслительной деятельности; умение работать с научными и философскими текстами. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин цикла магистратуры и аспирантуры, а также при выполнении проекта выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов адекватного и систематического представления об этапах научного исследования, о философской интерпретации проблем научной методологии, об историческом развитии науки и ее философских оснований, а также об особенностях современного состояния науки.
  • Формирование у студентов адекватного и систематического представления об эволюции и современном состоянии онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает основные понятия, концепции и проблемы философии науки, относящиеся к эволюции как научного познания в целом, так и его отдельных элементов.
  • Умеет критически анализировать все этапы научного метода, в частности: выдвижение гипотез, создание моделей, интерпретацию результатов экспериментов, проверку на совместимость с моделями и онтологиями различных теорий, объяснение и критику.
  • Ориентируется в естественнонаучных теориях прошлого и их связи с философскими концепциями. Знает онтологические и эпистемологические основания фундаментальных физических теорий и их связь с философскими программами.
  • Имеет представление об особенностях современного состояния науки и современной научной картины мира.
  • Применяет основные положения философии науки к критическому анализу и интерпретации современных научных достижений, излагаемых в научных и философских текстах. При этом отличает научное исследование от философского анализа, а модель и формализм теории от их интерпретации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дискуссия об источниках и основаниях достоверного знания. Эмпиризм и рационализм в XVII-XVIII вв.
    Пещера Платона. Аристотель о научном методе. Эмпиризм и рационализм – основные идеи и представители. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Беркли, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант. Методология науки Г. Галилея и И. Ньютона.
  • Научные теории. Наблюдение и эксперимент.
    Признаки научной теории. Типы теорий. Функции и структура научной теории. Онтология научной теории. Философские основания фундаментальных теорий. Наблюдения, измерение и эксперимент. Эмпирические и теоретические объекты/явления. Научный факт. Прямые и косвенные наблюдения. Теоретические понятия и идеализированные объекты. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты. Теоретическая нагруженность наблюдений. Процедуры перехода от эмпирических фактов к теориям. Абстрагирование и идеализация.
  • Проблема индукции. Фальсификация. Проблема демаркации.
    Дедукция и индукция. Критика индукции Д. Юмом. Типы индукции. Проблема индукции. Решение К. Поппера и его критика. Логический позитивизм. Верификация. Проблема эмпирического базиса и протокольные предложения. Критика К. Поппером принципа верификации. Фальсификация. Проблема демаркации научного знания. Концепция правдоподобия и проблема роста знания. Изменение отношения к метафизике.
  • Экспериментальное подтверждение гипотез. Научный метод. Критерии научности.
    Гипотетико-дедуктивная модель. Эмпирические свидетельства и подтверждение. Недоопределенность теории опытом. Тезис Дюгема-Куйана. Эмпирически эквивалентные теории. Принцип наблюдаемости. Роль теоремы Байеса в оценке достоверности теории на основании эмпирических свидетельств. Критерии выбора конкурирующих теорий. «Решающие эксперименты». Ad hoc гипотезы. Т. Кун и И. Лакатос. Несоизмеримость теорий. П. Фейерабенд. Теория эксперимента. Внутренняя и внешняя валидность. Причинность и корреляции. Вероятностная причинность. Дизайн эксперимента. Моделирование в эксперименте. Мысленный эксперимент. Принцип ceteris paribus. Проблемы обоснованности научного знания в астрономии и космологии. Научный метод и его ограничения в реальной науке. Характеристика критериев научного знания и их ограничения. Отличия науки от паранауки и псевдонауки.
  • Научное объяснение.
    Основные идеи позитивизма. Принцип экономии мышления Э. Маха. Спор с атомистами. Влияние Э. Маха на А. Эйнштейна. Конвенционализм. А. Пуанкаре. П. Дюгем. Логический позитивизм. Структура языка науки. Синтаксический подход к научным теориям. Программа элиминации теоретических терминов. Физикализм. Инструментализм. Р. Карнап. Синтаксическая и семантическая концепции теорий. Теории и модели. Модели физические и математические. Модели научного объяснения. Дедуктивно-номологическая модель и ее критика. Каузальное объяснение и законы природы. Причины и условия. Проблема аналогий. Компьютерное моделирование. Индуктивно-статистическое объяснение. Роль и виды интерпретаций теории. Противопоставление объяснения и понимания. Философская герменевтика. Редукционизм. Принципы соответствия и унификации. Уровни масштаба и сложности. Принципы простоты, красоты и инвариантности. Принцип дополнительности. Отличие естественнонаучного и социогуманитарного познания. Науки объясняющие и науки понимающие. Проблема делимости тел, пространства и времени. Апории Зенона. Проблема детерминизма и причинности. Проблема обратимости времени в уравнениях.
  • Научные революции. Сравнение оснований физических парадигм.
    Переход к изучению науки как исторического и социального феномена. Критика кумулятивной модели развития науки. Теория нормальной науки и научных революций Т. Куна. Понятие научного сообщества. Парадигма или дисциплинарная матрица и ее структура, научные темы. Концепция смены парадигм Т. Куна. Несоизмеримость парадигм. Внешние и внутренние факторы научных революций. Характеристики глобальных научных революций. Понятие научно-исследовательской программы И. Лакатоса. Жесткое ядро, защитный пояс ad hoc гипотез. Демокрит и Эпикур о строении материи и квантовая теория. И. Ньютон: новый взгляд на пространство, время, силы, притяжение, теория света, математический анализ. Спор Г. Лейбница и И. Ньютона. Принципы дальнодействия и близкодействия в фундаментальных физических теориях. Основные постулаты механистической парадигмы. Сравнение оснований физических парадигм: механистической, классического поля, СТО, ОТО, КМ и КТП.
  • Основания квантовой парадигмы.
    Значение оптико-механической аналогии в квантовой механике, оптике и механике и ее связь с вариационными принципами. Постулаты квантовой механики. Смысл волновой функции. Смысл корпускулярно-волнового дуализма. Принцип неопределенности. Двух-щелевой эксперимент для классических волн и квантовых состояний. Проблема измерения и роли наблюдателя. Копенгагенская интерпретация и современные интерпретации квантовой механики. Природа квантовой нелокальности и запутанности. «Кот Шредингера». ЭПР-парадокс и теорема Белла. Проблема причинности в квантовых явлениях. Соотношение статистической и вероятностной причинности. Квантовые эксперименты и квантовые вычисления. Переход от квантовой механики к квантовой теории поля. Стандартная модель: роль калибровочных симметрий, квантовые поля как структуры, проблема виртуальных частиц. Новые представления о природе пространства и времени.
  • Научное познание и реальность. Научный реализм и анти-реализм.
    Представления о реальности в философских учениях от Античности до Нового времени. Концепции истины в философии. Проблема реальности ненаблюдаемых объектов и референциальности теоретических терминов. Наивный реализм, инструментализм, конвенционализм. Критика К. Поппером эссенциализма и инструментализма. Три тезиса научного реализма. Аргумент «нет чудес». Недоопределенность теорий опытом. Пессимистическая мета-индукция. Конструктивный эмпиризм Б. ван Фраассена. Экспериментальный реализм Я. Хакинга и Н. Картрайт. Эпистемический и онтический структурный реализм. Моделезависимый реализм. Натурализм как декларация зависимости философии от науки. Критика натурализма. Представления о реальности объектов в фундаментальных физических теориях.
  • Философия науки, ее место в философии. Научная картина мира.
    Основные вопросы философии науки и ее место среди философских дисциплин. Отличие философии науки от социологии науки, истории науки, когнитивной психологии, наукометрии и других науковедческих дисциплин. Концепции соотношения философии и науки. Обзор онтологических и эпистемологических проблем современной физики и космологии. Функции научной картины мира и ее эволюция. Соотношение общей и частных научных картин мира. Связь и противоречия принципов в основаниях физики, космологии, биологии и социо-гуманитарных наук. Философский анализ особенностей современного этапа развития науки. Роль субъекта. Системный подход и эволюционизм. Новый взгляд на категории истины, факта и теории.
  • Положение науки в современном мире. Наука и ценности.
    Теоретический и методологический плюрализм П. К. Фейерабенда. Анархическая эпистемология, теоретический релятивизм, принцип «всё дозволено». Релятивизм и плюрализм методологий и теорий. Современная наука как Big Science и Data Science. Коллективная природа современных исследований. Научная лаборатория. Выход науки за пределы академических структур. Проблема социальной и экономической обусловленности научного результата. Сциентизм и антисциентизм. Наука и ценности. Р. Мертон об этосе науки. Внутренняя этика науки: этика дискуссий, публикаций и применения результатов научной деятельности. Внешняя этика науки. Ответственность ученого. Принцип предосторожности. Экологическая этика, этика ИИ, медицинская этика и биоэтика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение занятий
    Оценки за посещаемость преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Сумма оценок за все занятия приводится к 10-бальной шкале как доля от максимально возможного числа баллов в зависимости от количества занятий с округлением до одной десятой.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Сумма оценок за все семинары приводится к 10-бальной шкале как доля от максимального возможного числа баллов с округлением до одной десятой.
  • неблокирующий Домашнее задание по теме занятия
    Оценки за выполнение домашнего задания преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Сумма оценок за все задания приводится к 10-бальной шкале как доля от максимального числа баллов с округлением до одной десятой.
  • неблокирующий Онлайн курс
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в дистанционном формате через платформу Zoom. Процедура экзамена описана в приложенном файле.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.308 * Домашнее задание по теме занятия + 0.15 * Онлайн курс + 0.084 * Посещение занятий + 0.308 * Работа на семинарах + 0.15 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум [Электронный ресурс] / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 529 с. - ISBN 978-5-89826-517-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018097
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., Оделевская, И. И., 2000
  • Лебедев С. А. - МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-00588-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-434162
  • Логика научного исследования, Поппер, К. Р., Брюшинкина, В. Н., 2004
  • Очерки истории философской мысли : о влиянии философских концепций на развитие научных теорий, Койре, А., Ляткера, Я. А., 2003
  • Структура научных революций, Кун, Т., Кузнецов, В. Ю., 2003
  • Физика и реальность : сб. статей, Эйнштейн, А., 1965
  • Физика и философия . Часть и целое : пер. с нем., Гейзенберг, В., 1990
  • Философия и история науки : учеб. пособие, Никифоров, А. Л., 2014
  • Характер физических законов, Фейнман, Р., Наппельбаума, Э., 2017
  • Эволюция физики : развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов, Эйнштейн, А., Инфельд, Л., 1968

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bas. C. van Fraassen. (1980). The Scientific Image. Clarendon Press.
  • Chalmers, A. (2013). What Is This Thing Called Science? University of Queensland Press.
  • Larry Laudan. (n.d.). 1980]: ’A Confutation of Convergent Realism.
  • Psillos, S. (2002). Causation and Explanation. MQUP.
  • Psillos, S. (2017). Induction and Natural Necessities. Journal for General Philosophy of Science, 48(3), 327–340. https://doi.org/10.1007/s10838-017-9366-z
  • Psillos, S., & Curd, M. (2014). The Routledge Companion to Philosophy of Science: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Tim Maudlin. (2007). The Metaphysics Within Physics. OUP Oxford.
  • Tim Maudlin. (2012). Philosophy of Physics : Space and Time. Princeton University Press.
  • Вариационные принципы механики: их развитие и применения в физике, Полак, Л. С., 2014
  • Вечность : в поисках окончательной теории времени, Кэрролл, Ш., Шикаревой, Е., 2017
  • Время, хаос, квант : к решению парадокса времени, Пригожин, И. Р., Стенгерс, И., 2000
  • Время. Длительность. Вечность : проблема времени в европейской философии и науке, Гайденко, П. П., Блауберг, И. И., 2006
  • Гриб А.А. - Основные представления современной космологии - Издательство "Физматлит" - 2008 - 108с. - ISBN: 978-5-9221-0955-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2168
  • Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее, Фейнман, Р., Фалева, Е. В., 2017
  • Избранные произведения по философии и методологии науки, Лакатос, И., Веселовского, И. Н., 2008
  • История греческой философии в ее связи с наукой : учеб. пособие для вузов, Гайденко, П. П., Ремезова, И. И., 2000
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2009
  • Квантовый вызов : современные исследования оснований квантовой механики, Гринштейн, Дж., Зайонц, А., 2012
  • Космос Эйнштейна : как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени, Каку, М., Лисовой, Н., 2016
  • КЭД - странная теория света и вещества, Фейнман, Р., Тиходеева, С. Г., 2018
  • Математические начала натуральной философии, Ньютон, И., Крылова, А. Н., 2014
  • Наука в свободном обществе, Фейерабенд, П., Никифорова, А. Л., 2010
  • Наша математическая Вселенная : в поисках фундаментальной природы реальности, Тегмарк, М., Сергеева, А., 2017
  • О науке : пер. с фр., Пуанкаре, А., Понтрягина, Л. С., 1990
  • Объективное знание. Эволюционный подход, Поппер, К. Р., Лахути, Д. Г., 2002
  • Объясняя мир : истоки современной науки, Вайнберг, С., Краснянской, В., 2016
  • Перспективы реализма в современной философии, Агацци, Э., 2017
  • С.Вайнберг - Объясняя мир: Истоки современной науки - Альпина нон-фикшн - 2015 - ISBN: 9785961441369 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/7914
  • Современная философия науки : хрестоматия, Печенкина, А. А., 1994
  • Структура реальности : наука параллельных вселенных: пер. с англ., Дойч, Д., 2018
  • Философия и методология науки : избранное, Степин, В. С., 2015
  • Философия науки : учебник для магистратуры, Визгин, В. П., 2018
  • Философские основания физики : введение в философию науки, Карнап, Р., Рузавина, Г. И., 2003
  • Этос науки, Степин, В. С., Огурцов, А. П., 2008