• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Выставочная деятельность

Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Иноземцева Екатерина Владимировна
Прогр. обучения: Практики кураторства в современном искусстве
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает всестороннее знакомство будущих кураторов и координаторов выставочных проектов с историей и практикой выставочной деятельности, начиная от разрушения музейной и экспозиционной модели конца XIX века, заканчивая преодолением физического пространства и выхода в онлайн в выставочной практике 2000-х гг. Дисциплина делится на три последовательных тематических блока, которые представляют из себя три оси, формирующих пространство современного искусства XX – начала XXI века: время (история выставок), место (типология выставочных пространств) и человека (персоналии и институции).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с историей выставок от модернистской революции до онлайн-экспозиции
  • Изучить типологии выставочных пространств
  • Сформировать представление о роли различных персоналий и общества в развитии музейно-выставочных институций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает процессы культурной глобализации конца 1980х
  • Называет выставочные стратегии, появившиеся в 2000х годах
  • Объясняет феномен разрушения выставочного единства места и времени
  • Описывает хроники смены масштаба выставок
  • Выделяет тенденции трансформации частных выставочных площадок 2017-2019гг
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Глобальный мир: иллюзия и энтропия
    Снятие границ и начало культурного обмена в глобальном мире – Московский феномен конца 1980-х (Р.Раушенберг, Ф.Бэкон, Г. Юкер и др. в ЦДХ), начало международных и путешествующих проектов «Великая утопия», «Амазонки авангарда». Выставочная практика в постколониальном мире: «Другая история» (куратор Р. Араин) (1989) vs «Маги Земли» (куратор Ж-Ю. Мартен) (1989). Биеннале в Гаване (1989); Биеннале Whitney (1993). История национальных выставок – проблемы репрезентации локальных школ. Деятельность Александры Мунро, Дэвида Элиота, Окви Энвейзора.
  • Выставочные стратегии 2000х. Художник как куратор
    Против всех: молодые британские художники и выставка Freeze. Отдельные эпизоды из жизни участников объединения YBA и институциональные перемены. «Реляционная эстетика» и смена выставочной парадигмы – опыты Риркрита Тиравании, Филиппа Паррено, Пьера Юига. Сверхместа и не-места и выставочная деятельность (выставки-каталоги, онлайн-экспозиции, лэнд-арт и тд ). Музейная архитектура деконструтивизма: экспозиционные практики внутри «зданий-скульптур» Захи Хадид, Фрэнка Гэри и тп. Феномен корпоративных фондов в Западной Европе и Северной Америке.
  • Кураторство и кураторы: право на высказывание
    Палаццо Фортуни: к вопросу о контексте и методе. Даниэлла Феретти и Аксель Вервордт. История разрушения выставочного единства места и времени: выставка в разных зданиях/городах/странах и происходящая с перерывами на протяжении нескольких недель/месяцев/лет. Память и прогрессивная ностальгия: выставки Массимилиано Джони, Виктора Мизиано и тд.
  • Масштабирование выставочной деятельности
    Выставочная экономика и межмузейный обмен: выставочные туры. “Блокбастеры” от “Выставки царя Тута” (1976, Метрополитен) до “Ego” (2012, Доха). Хроники смены масштаба: от квартирных однодневных выставок до эпических циклов. Международный и российский опыт.
  • Тенденции в мире 2007-2019
    Тоска по легенде или к вопросу о выставочных реконструкциях – от «Когда отношения становятся формой» (Рем Колхас, Томас Деманд, Джермано Челант) в Венецианском Ка Корнер до «Реконстрункции» (Елена Селина) в фонде «Екатерина». Галерейное строительство и трансформации частных выставочных площадок: от Лео Кастелли до транснациональных компаний David Zwirner, Perrotin, Hauser&Wirth etc.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится дистанционно, на платформе ZOOM (https://zoom.us/ru-ru/meetings.html). Необходимо авторизоваться в системе zoom под учетной записью, которая привязана к личному имейлу. К экзамену необходимо подключиться согласно вашему слоту в расписании. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно расписанию, переименовать себя в программе Zoom в формате Фамилия Имя, при ответе включить камеру и микрофон. Для прохождения экзамена вам следует выбрать изолированное помещение, в котором не будет других людей. Прохождение экзамена в присутствии других людей не допускается. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться помощью других лиц Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 2х минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение две минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Каждый экзамен будет проходить под техническую запись Zoom'а.
  • неблокирующий Результаты промежуточной аттестации по итогам первого курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Результаты промежуточной аттестации по итогам первого курса + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Obrist, H.-U., Bovier, L., & Ebooks Corporation. (2008). A Brief History of Curating : By Hans Ulrich Obrist. Zurich: JRP | Ringier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=945579

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hans Ulrich Obrist. (2016). Conversation on Experimentality. MaHKUscript, (1). https://doi.org/10.5334/mjfar.7