Магистратура
2020/2021
Методология научных исследований в менеджменте: методы научных исследований в маркетинге
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра маркетинга фирмы
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Галицкая Елена Геннадьевна
Прогр. обучения:
Маркетинг
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящий курс предназначен для слушателей магистерской образовательной программы «Маркетинг» и посвящен маркетинговым моделям и процессу их построения. Основное внимание уделяется тем моделям, которые могут помочь менеджерам в принятии маркетинговых решений. Поскольку модели отражают взаимосвязи маркетинговых переменных, то уже сам процесс их построения способен улучшить качество принимаемых маркетинговых решений, не говоря о конечном результате их применения. Чтобы маркетинговая модель принесла пользу, менеджеры должны четко представлять себе, что эта модель описывает, а что – нет. Только тогда они могут, делая на основе модели выводы, одновременно оценивать их адекватность, принимая во внимание обстоятельства, выходящие за рамки модели. Курс «Методология научных исследований в менеджменте: методы научных исследований в маркетинге» (2 курс) предполагает, что студентами уже освоен базовый комплекс экономических дисциплин, они владеют маркетинговыми понятиями и методами маркетинговых исследований, хорошо представляют себе практические задачи в этой области и, кроме того, имеют серьезную подготовку по математической статистике. В части программного обеспечения необходимо владение средствами Microsoft Office, а также знакомство с программным пакетом SPSS. В этом случае построение маркетинговых моделей будет воспринято студентами как естественное приложение базовых знаний. Задача курса – ознакомить студентов с общими принципами в области маркетингового моделирования и дать возможность практически овладеть основными навыками такого рода деятельности. Компьютерные методы анализа данных находят все более широкое применение в сфере принятия маркетинговых решений.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются вооружение слушателей навыками владения техникой моделирования в реальных условиях для принятия маркетинговых решений на фирме или предприятии.
- Целями освоения дисциплины являются вооружение слушателей навыками использования моделей в реальных условиях для принятия маркетинговых решений на фирме или предприятии: например, решений по сегменти-рованию рынка, позиционированию и продвижению товара, ценовой политике и других.
Планируемые результаты обучения
- Знает шкалы маркетинговых данных.
- Умеет строить частотные распределения.
- Умеет рассчитывать и объяснять статистические характеристики показателей.
- Освоил общие принципы проверки статистических гипотез.
- Знает гипотезы, которые проверяются на основе частотного распределения ответов.
- Умеет строить таблицы кросс-табуляции маркетинговых данных.
- Умеет проверять гипотезы, сформулированные на основе таблиц кросс-табуляции.
- Освоил конджойнт (совместный) анализ данных.
- Освоил факторный анализ (метрический метод главных компонент, PCA).
- Освоил метод оптимального шкалирования (категориальный метод главных компонент, CatPCA).
- Освоил метод иерархической кластеризации.
- Освоил кластеризацию методом К-средних.
- Освоил метод Classification Tree из программного пакета SPSS.
Содержание учебной дисциплины
- Базовый анализ данных: шкалы маркетинuовых данных; частотные распределения, расчет статистических характеристик показателейОсновные типы шкал Преобразования, сохраняющие свойства шкал Возможности шкал Характеристики основной тенденции в ответах Характеристики разнообразия ответов
- Базовый анализ данных: общие принципы проверки статистических гипотез; гипотезы, проверяемые на основе частотного распределения ответовИдеи, лежащие в основе проверки маркетинговых гипотез Нулевая и альтернативная гипотезы Односторонние и двусторонние статистические тесты Выбор тестовой статистики Выбор уровня значимости Ошибки первого и второго рода
- Базовый анализ данных: кросс-табуляция маркетинговых данных; проверка соответствующих гипотезПринцип формирования таблиц кросс-табуляции Проверка гипотез о существовании статистически значимой связи между ответами на разные вопросы О различиях между средними значениями маркетинговых показателей
- Углубленный анализ данных: конджойнт (совместный) анализПостроение ортогонального плана Принципы сбора и представления данных для выполнения конджойнт-анализа Запуск процедуры конджойнт-анализа Интерпретация результатов
- Углубленный анализ данных: факторный анализ (метрический метод главных компонент)Цели применения факторного анализа в маркетинге Модель факторного анализа Принципы выбора числа факторов Вращение факторов Интерпретация результатов факторного анализа
- Углубленный анализ данных: оптимальное шкалирование (категориальный метод главных компонент)Цели применения категориального метода главных компонент Оцифровка категориальных переменных с помощью процедуры оптимального шкали-рования Особенности применения категориального метода главных компонент
- Углубленный анализ данных: кластерный анализ (иерархическая кластеризация, кластеризация методом К-средних)Маркетинговые задачи, решаемые с помощью кластерного анализа Методы объединения кластеров Меры расстояния между объектами Иерархический кластерный анализ Метод К-средних
- Углубленный анализ данных: метод Classification Tree из программного пакета SPSSЦель, задачи и преимущества построения деревьев классификации Методы построения деревьев классификации Интерпретация полученных результатов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
Рекомендуемая дополнительная литература
- Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012