• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Маркетинг

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Каткова Яна Игоревна, Шкаровский Сергей Иванович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс Маркетинг преподается на образовательной программе "Логистика и управление цепями поставок" во 2 семестре 2 курса бакалавриата. На курсе студентам даются базовые знания в области теории и практики маркетинга как современной концепции управления фирмой. Изучение курса способствует формированию маркетингового мышления, необходимого для успешной работы в современном бизнесе. Изучение курса базируется на дисциплинах Общий менеджмент, Теория организации и Экономическая теория. На курсе студенты ознакомятся с современными концепциями маркетинга, проведут маркетинговое исследование и предложат вывести на рынок новый продукт. Основные положения курса должны быть использованы при дальнейшем изучении Бизнес-планирования, Инновационного менеджмента и Стратегического менеджмента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование знаний в функциональных областях маркетинга и развитие практических навыков эффективного использования маркетинговых технологий в управлении организацией.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует и прогнозирует спрос на рынке
  • анализирует рыночные возможности компании
  • Анализирует маркетинговую среду
  • объясняет жизненный цикл клиента, виды спроса и влияние рыночной ориентации на результативность бизнеса
  • умеет сегментировать рынок, выбирать целевые сегменты и позиционировать товар на рынке
  • умеет разрабатывать маркетинг-микс
  • знает систему маркетингового планирования и контроля
  • знает и различает модели поведения потребителей, классификацию потребителей и факторы, влияющие на принятие решения о покупке
  • описывает процесс и виды маркетинговых исследований, источники информации для проведения маркетинговых исследований
  • собирает и анализирует данные, представляет полученные результаты
  • называет сущность товаров и их классификацию, сущность цены и ценовые стратегии, сущность маркетинговых каналов и их классификацию
  • Различает сущность, цели и задачи интегрированных маркетинговых коммуникаций
  • знает сущность и виды международного маркетинга, причины и стратегии выхода предприятий на международные рынки, барьеры и риски при выходе на международные рынки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в маркетинг
    Эволюция маркетинга: сущность и характеристика этапов развития. Жизненный цикл клиента. Состояние спроса и виды маркетинга им соответствующие. Влияние рыночной ориентации на результативность бизнеса. Факторы успеха в бизнесе.
  • Управление маркетингом
    Этапы процесса управления маркетингом. Этап I. Анализ рыночных возможностей. Матрица Игоря Ансоффа («Сетка развития товаров и рынков»). Этап II. Отбор целевых сегментов. Анализ и прогнозирование спроса. Сегментирование рынка. Демографический, географический, психографический (социографический) и поведенческий критерии сегментирования потребителей. Отбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товаров на рынке. Этап III. Разработка маркетинг-микса (комплекса маркетинга). Базовый набор маркетинг-микса, Особенности комплекса маркетинга для услуг. Этап IV. Реализация маркетинговых мероприятий. Система маркетингового планирования. Система организации службы маркетинга на предприятии. Организация маркетингового контроля.
  • Покупательское поведение потребителей
    Модели поведения потребителей. Факторы, влияющие на потребителей при совершении покупки. Референтные группы, Лидеры мнений. Роли в семье в процессе покупки. Классификация потребителей по степени принятия новых товаров. Жизненный цикл клиента. Классификация потребителей по степени восприятия окружающего мира.
  • Маркетинговая среда фирмы
    Сущность маркетинговой среды. Элементы макросреды: политико-правовая, экономическая, научно-техническая, демографическая, социокультурная, экономическая. Элементы микросреды: поставщики, посредники, клиентура, конкуренты, контактные аудитории. Модели конкуренции. Классификация видов конкуренции: по форме, по масштабам развития, по этичности применяемых методов, по способу. Benchmarking. Win-win стратегия конкурентов. Конкурентные силы по М.Портеру. Факторы успеха в бизнесе.
  • Маркетинговые исследования рынков
    Процесс маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований. Источники информации для проведения маркетинговых исследований. Методы сбора и обработки информации. Представление полученных результатов.
  • Управление продуктом
    Сущность товаров: товары в вещественном виде и услуги. Классификация товаров по степени очевидности. Классификация товаров по типу пользователя. Ассортиментная политика компании. Жизненный цикл товара. Причины коммерческого провала новых продуктов. Сущность цены. Стратегии установления цен на новый товар. Дискриминационные цены. Эластичность спроса. Маркетинговый канал: сущность и виды. Коммерческая логистика.
  • Интегрированные маркетинговые коммуникации
    Интегрированные маркетинговые коммуникации: сущность, цели и задачи. Рекламная политика компании. Основные средства распространения рекламной информации. Связи с общественности (PR): сущность, основные мероприятия. «Цветовые виды» PR. Инструментарий невербальной коммуникации. Мерчендазинг в рамках маркетинговых коммуникаций. Стимулирование сбыта: сущность и инструментарий. Современные тенденции промоциональной деятельности. Прямой маркетинг: сущность и инструментарий. Личные продажи: сущность и процесс. Основные характеристики фронт-офиса.
  • Международный маркетинг
    Сущность и виды международного маркетинга. Причины выхода предприятий на международные рынки. Стратегии выхода компаний на международные рынки. Процесс интернационализации фирмы. Барьеры при выходе на международные рынки. Риски в международном маркетинге. Свободные экономические зоны: сущность и виды.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание, контрольная работа, активность на семинарах
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Домашнее задание, контрольная работа, активность на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
  • Голубкова Е. Н. - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 363с. - ISBN: 978-5-534-04357-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/integrirovannye-marketingovye-kommunikacii-432170
  • Диденко Н. И., Скрипнюк Д. Ф. - МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-9916-9799-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnyy-marketing-osnovy-teorii-434714
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • М.Умаров - PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила. - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961442663 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8209
  • Маркетинг : учебник для бакалавров, Липсиц, И. В., 2012
  • Маркетинг менеджмент : экспресс - курс, Котлер, Ф., 2007
  • Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных : пер. с англ., Малхотра, Н. К., 2002
  • Международный маркетинг : учеб. пособие для вузов, Моргунов, В. И., 2006
  • Международный маркетинг / Моргунов В.И., Моргунов С.В., - 2-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 184 с.: ISBN 978-5-394-02720-8
  • Огилви о рекламе, Огилви, Д., 2005
  • Основы маркетинга, Котлер, Ф., 1994
  • Поведение потребителей: Учебник/О.Н.Романенкова - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9558-0404-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/485432

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ деятельности конкурентов: Учебное пособие / Т.Н. Рыжикова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 267 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-010215-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/477361
  • Коротков А. В. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 224с. - ISBN: 978-5-9916-9651-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-444006
  • Новое позиционирование, Траут, Д., 2003
  • Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. - Мерчандайзинг - КноРус - 2015 - 142с. - ISBN: 978-5-406-03666-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919018
  • Поведение потребителей : учеб. пособие для вузов, Васильев, Г. А., 2010
  • Позиционирование: битва за умы : пер. с англ., Траут, Д., 2010