Бакалавриат
2020/2021
Разработка сценариев для документального театра и кино
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Степанова Наталья Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для студентов, заинтересованных в углубленном изучении мастерства драматургии и получении навыков разработки документального фильма от идеи до полного сценария или театрального проекта от концепции до пьесы. В рамках курса студенты развивают свои идеи и учатся писать сценарии документальных фильмов и пьесы. В ходе изучения программы, кроме выполнения практических заданий, студенты осваивают профессиональную терминологию, получают знания об основных тенденциях и особенностях современной драматургии, а также о специфике и сложностях детальной проработки проекта.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать теоретическую базу по драматургии документального фильма и театрального проекта.
- Сформировать навыки написания сценария для документального фильма или пьесы.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует героя произведения.
- Создает и прорабатывает собственный образ героя.
- Анализирует персонажный комплекс произведения.
- Создает черновик характера персонажа с использованием архетипов.
- Анализирует формы, начала и концовки и основные элементы структуры существующих произведений.
- Создает собственный сюжет.
- Разрабатывает собственный сюжет в любом жанре.
- Создает собственные сцены.
- Ориентируется в особенностях адаптации книги, фильма, музыки, исторических событий под театральное произведение.
- Применяет основные принципы адаптации.
- Находит и разрабатывает сюжеты для вербатима.
- Изучает особенности создания сцен, приводящих к катарсису.
- Строит диалоги на основе теоретических основ построения диалогов.
- Выстраивает символический пласт произведения в сценарии.
- Анализирует символический язык создателей театральных произведений и документальных фильмов.
- Знает основные этапы работы с готовым сценарием.
- Понимает базовые принципы и правила продюсирования и режиссуры.
Содержание учебной дисциплины
- Психология героя.Герой + психология. Понятие “главный герой”, его суть и основные составляющие. Специфика главных героев в документальных фильмах и театре. Направления и методы проработки образа главного героя. Психология как основа образа героя. Психологические термины, методы и приёмы, их связь с теорией драматургии. Психология автора и психология зрителя (игрока).
- Иерархия персонажей.Главный герой и его окружение. Специфика проработки персонажей в документальном кино и театре. Главный герой и антагонист. Архетипы персонажей. Проработка второстепенных персонажей в контексте личности главного героя, основных конфликтов и темы произведения. “Дерево” персонажей.
- Структура, формы, начала и концовки.Виды нарративных схем, типы сюжетов в театре. Формы: playback-theatre, side specific, verbatim. Составляющие начальных и конечных сцен. Роль увертюры и антракта в драматургии.
- Жанры: комедия и трагедия.Жанры. Театральные жанры. Трагедия и комедия как база для других жанров. Комедийный и драматический герой: сходства и различия.
- Сцена как действие.Темп, такт, структура сцены. Текст и подтекст. Сцена без слов. Слом “четвёртой стены”. Виды иммерсивных сцен.
- Адаптация книги, фильма, музыки, реальной истории под пьесу.Особенности видов литературных, сценических и аудиовизуальных произведений. Принципы адаптации несценических видов сюжетов в пьесу.
- Вербатим: документальный фильм/спектакль.Определение вербатима.Формы и цели его использования, зрительское восприятие. Специфика и порядок разработки драматургической основы вербатима. Разбор примеров вербатимов.
- Катарсис, кульминация.Понятие катарсиса и кульминации. Основные характеристики. Примеры. Способы достижения катарсиса у зрителей для сценариста. Роль музыки в моментах катарсиса и кульминации.
- Диалоги.Диалог, монолог, триалог — понятия, законы. Типы диалогов, способы построения диалоговых конструкций. Визуальный (текстовый) диалог. Зависимость стилистики фраз от личности героя. Диалог с “роботом”. Стихотворный диалог. Переработка реальных диалогов в сценарий для вербатима.
- Символы и детали.Теория знака Ф. де Соссюра и Ч. Пирса. Роль и функции символов и знаков в экранных произведениях. Цели символической коммуникации в произведениях культуры. Виды символов и знаков. Работа с деталями и контекстом. Принципы построения символьного пласта произведения. Взаимодействие зрителя (игрока) с символами - возможные траектории и результаты.
- Работа со сценарием: продюсирование и режиссура.Специфика работы режиссёра в театре, роль режиссёра в документальном фильме. Работа режиссёра со сценарием. Основные правила и приёмы, используемые в режиссуре. Этапы продюсирования театрального проекта. Примеры и принципы взаимодействия продюсера, драматурга, режиссера и композитора.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Домашние задания + 0.4 * Проект + 0.3 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / Кристофер Воглер; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/3125
- Вольф Ю. Школа литературного и сценарного мастерства: От замысла до результата: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа / Юрген Вольф; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/959
Рекомендуемая дополнительная литература
- Page, R. E., & Thomas, B. (2011). New Narratives : Stories and Storytelling in the Digital Age. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477164
- Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583
- Управление командой / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — (Серия «Harvard Business Review: 10 лучших статей».) Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/13853