• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Логистика распределения

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков по анализу сетей распределения торговых и промышленных компаний и предложению решений (в том числе самостоятельно проработанных), ориентированных на различные уровни принятия решений. Основополагающим принципом изучения дисциплины является формирование практических навыков по распределению функциональных обязанностей в сети распределения, принятию решений по распределению товаров по сети торговых магазинов в условиях городской среды, выработке предложений по организации возвратной деятельности компании на национальном уровне, а также формированию взаимодействия между смежными контрагентами по сети распределения. Дисциплина базируется на фундаментальных источниках в области логистики распределения и маркетинга, а также на специализированной литературе, ориентированной на исследование вопросов коммерческого характера, межфункционального взаимодействие, реверсивной логистики, управления логистическим сервисом, городской логистики. Для усвоения материалов дисциплины применяются различные формы организации занятий – обсуждения и дискуссии, доклады, решение кейсов, разбор практических ситуаций, работа с научно-практической литературой, научными исследования и разработками, а также поиск актуальной и применимой информации в открытых источника в сети Интернет. При проведении контрольно-оценочных мероприятий предполагается как индивидуальная, так и командная работа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов знаний и компетенций в области управления материальными потоками, и сопутствующими им информационными и прочими потоками в соответствии с потребностями рынка на этапе распределения готовой продукции и сбыта товаров
  • Развитие у студентов навыков (пере)распределения товаров по торговой сети с учетом различных ограничений в деятельности компании, а также получение ими опыта в выработке принципов работы с реверсивными потоками товарно-материальных ценностей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает место логистики в логистической системе
  • знает функции логистики распределения
  • знает области взаимодействия маркетинга и логистики умеет ставить цели логистики распределения для компаний с различными видами деятельности
  • умеет определять позиции каждого из подразделений компании при реализации этапов функций, характерных для логистики распределения
  • имеет навык разделять логистическую и коммерческие составляющие в канале распределения компании
  • имеет навыки распределения обязанностей между смежными функциями компании при распределении товаров
  • имеет навыки согласования деятельности маркетинга и логистики при товарном распределении
  • знает основные принципы формирования сети распределения
  • знает современные тенденции развития в оптовых, розничных компаниях, а также на рынке логистического аутсорсинга
  • умеет выстраивать партнерские взаимоотношения с различными участниками сети распределения с применением современных информационных методов и концепций
  • имеет навык по определению всего перечня стратегий, реализуемых участником сети распределения
  • имеет навыки применения правил построения сети распределения компании
  • имеет навыки в согласовании функций и действий различных звеньев в сети на разных исторических этапах их развития
  • знает перечень функций, реализуемых исключительно в сетях распределения
  • знает особенности формирования и управления логистическим сервисом
  • знает основные меры при управлении возвратными потоками
  • умеет подбирать показатели оценки логистического сервиса
  • умеет применять на практике методы управления возвратными потоками
  • имеет навыки определения и характеристики функций логистики распределения
  • имеет навыки оценки уровня логистического сервиса и выработки мер для его повышения
  • имеет навыки формирования политики управления возвратными потоками с проработкой мероприятий по воздействию на реверсивные потоки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Логистика распределения как одна из функциональных областей логистики.
    Тема 1.1. Цели и задачи логистики распределения, ее место в логистической системе. Место логистики распределения в интегрированной логистической системе. Ее задачи, цели, принципы функционирования. Распределение и сбыт товара в функциональном цикле логистики. Основные функции и задачи логистики распределения, ее место в логистической системе. Особенности функционала для логистики распределения. Основные проблемы логистики распределения. Тема 1.2. Взаимодействие смежных отделов в системе распределения. Основные задачи коммерческой и логистической деятельности при сбыте и распределении продукции. Задачи службы маркетинга и продаж при осуществлении сбытовой деятельности. Взаимодействие смежных отделов в системе распределения. Области взаимодействия логистики и маркетинга при реализации задач логистики распределения. Основные области взаимодействия смежных отделов. Задачи логистики распределения, решение которых вызывает конфликты. Основные предметы конфликтов в логистике распределения на разных уровнях принятия решений. Локальные цели отделов компании при решении задач логистики распределения. Роль логистики при организации координации внутри компании. Межфункциональная координация в логистике распределения. Методы достижения межфункциональной координации. Тема 1.3. Взаимодействие логистики и маркетинга при реализации задач логистики распределения. Основные области взаимодействия логистики и маркетинга. Классический подход к взаимодействию логистики и маркетинга: логистика как основной инструмент маркетинга при реализации своих стратегий. Влияние современной концепции «управления клиентами» на усиление взаимодействий между логистикой и маркетингом. Укрепление союза между логистикой и маркетингом при переходе к процессному управлению. Виды и задачи каналов распределения и логистической сети распределения. Сбытовая система как основа формирования структуры каналов распределения. Сбытовые системы, их достоинства и недоставки. Каналы распределения: коммерческая и логистическая составляющие каналов распределения, уровень каналов распределения, факторы, влияющие на их выбор, участники каналов. Логистическая сеть распределения. Процедура построения сети распределения.
  • Раздел 2. Структура сети распределения.
    Тема 2. 1. Логистическая сеть распределения: принципы формирования. Роль логистики распределения в сбытовой стратегии фирмы. Каналы распределения как составная часть логистической системы распределения. Задачи и функции логистической системы распределения. Структура сети распределения. Зависимость структуры сети распределения от стратегии фирмы, ее специализации и ситуации на рынке. Основные факторы, влияющие на изменение стратегии распределения. Основные правила формирования сети распределения. Основные принципы формирования логистической системы распределения. Участники продвижения товаров в логистической системе распределения, их роль и задачи: производители, конечные потребители и посредники. Взаимодействие участников логистической системы распределения в формировании и управлении логистической сетью распределения. Рыночные взаимоотношения между посредниками сети распределения: кооперация, конфликты, конкуренция, интеграция, координация, коммуникация, лидерство, контроль. Три основных типа систем распределения: корпоративная, вертикальная и договорная системы. Тема 2.2. Оптовая торговля в сети распределения. Оптовые предприятия: их функции, задачи и классификация в логистике распределения. Современный рынок услуг оптовых предприятий и перспективы их развития. Основные направления развития оптовых компаний при выживании на современном рынке. Эволюция опта в Российской Федерации: основные этапы, их особенности, функции оптовой торговли, перспективы развития. Основные стратегии, реализуемые предприятиями оптовой торговли. Тема 2.3. Розничная сеть и сфера услуг как конечный потребитель сети распределения. Розничная сеть, основные функции и место в логистической системе. Розничная сеть как конечный потребитель логистической системы распределения. Ее роль и задачи в сети распределения. Типизация предприятий розничной сети. Сетевая розница - как современное направление в развитии розничной сети. Особенности ее функционирования на российском рынке, основные тенденции развития розничной сети. Изменения в сети распределения при появлении предприятий сетевой розницы Эволюция развития взаимоотношений между поставщиком и розницей: краткосрочные контракты, укрепление связей, долгосрочные контракты, стратегическое партнерство. Современные форматы предприятий розничной сети. Характеристика различных форматов магазинов. Основные формы продаж: магазинные и внемагазинные. Распределение логистических затрат на предприятиях розничной сети. Особенности функционирования логистической цепи. Особенности управления логистической системой в зависимости от формы продаж. Создание «ценности товаров и услуг» для розничной сети. Тема 2. 4. Логистические посредники в логистической сети распределения. Логистические посредники. Роль и их место в логистической системе. Основные функции и задачи, реализуемые логистическими посредниками, их виды деятельности и особенности функционирования. Организация интегрированного взаимодействия посредников в логистике распределения. Кооперация логистических посредников в цепи поставок. Аутсорсинг логистических услуг. Основные виды логистических посредников на современном рынке: логистические посредники изолированных услуг, логистические операторы, провайдеры услуг (3PL, 4PL,). Особенности функционирования логистических посредников. Выбор посредников в логистике распределения. Основные методы оценки логистических посредников. Факторы, влияющие на выбор логистических посредников в системе распределения. Основные критерии оценки при выборе посредников.
  • Раздел 3. Основные функции логистики распределения
    Тема 3.1. Функции логистики распределения. Основные функции логистики распределения: управление распределением, управление заказами клиентов (логистическая составляющая), управление обслуживанием клиентов (логистическая составляющая), управление запасами, складирование, транспортировка, упаковка и управление возвратными потоками (товаров и тары). Управление заказами клиентов: планирование заказов, передача заказов клиентов на обработку, подбор и комплектация заказов и поставка клиенту. Время полного цикла заказа и его составляющие. Управление обслуживанием клиентов (оказание логистического сервиса): разработка политики обслуживания клиентов, анализ результатов обслуживания клиентов, контроль и мониторинг показателей оценки, меры регулирования для достижения запланированных показателей. Тема 3.2. Логистический сервис в сети распределения. Логистический сервис и его составляющие. Основные категории обслуживания потребителей: элементы услуг до сделки, элементы услуг во время сделки и элементы услуг после сделки. Понятие логистического сервиса и его составляющие. Взаимодействие логистики и маркетинга при оказании логистического сервиса клиентам. Уровень обслуживания клиентов. Базовый уровень сервиса, уровень с добавленной стоимостью, «совершенный заказ». Концепция «ценности для клиента». Влияние логистики на повышение преимуществ от приобретения товаров и услуг, сокращения затрат. Потребительская ценность для клиента. Общая процедура управления предоставлением логистического сервиса клиентам. Тема 3.3. Логистика возвратных потоков. Актуальность проблемы реверсивной логистики. Основные причины возвратных потоков. Возврат дефектной продукции (товаров): организация возврата от потребителя, размещение возвратной продукции на складах, операции с возвратной продукцией. Тара и упаковка. Классификация тары. Возвратная тара, условия возврата. Политика возврата тары. Возврат тары как резерв получения прибыли. Операции логистики возвратных потоков тары.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Групповой кейс
    При доведении до аудитории результатов выполненного кейса запрещается использование электронных средств для чтения материала (телефоны, смартфоны, электронные часы и т.д.), в том числе запрещается зачитывать текст с экрана компьютера или с проецируемого изображения. Допускается использование небольших «карточек» с тезисным изложением логики доклада. По требованию преподавателя данные карточки могут пройти предварительную оценку возможности их использования в процессе выступления. В случае отказа в возможности использования студент обязан предпринять все усилия по следованию указаний преподавателя.
  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тест c открытыми и закрытыми вопросами) в очном формате (при наличии такой возможности) или с использованием асинхронного прокторинга (при отсутствии возможности провести экзамен в очном формате). Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam (прокторинг проводится с использованием системы Examus), онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер экзаменуемого должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Исключение составляет: программа Word, в которой фиксируются шаги решения задачи, и обычный калькулятор на компьютере, о чем сообщается заблаговременно перед началом проведения экзамена на приветственной странице экзаменационной работы, выполняемой в электронном виде. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 5 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0) по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом в центр цифровых образовательных технологий (edunet@hse.ru), зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис свое образовательной программы с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о повторном прохождении или пересдаче экзамена. Особенности поведения при возникающих проблемах подробно описаны в статье: https://www.hse.ru/studyspravka/distcontrol
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность + 0.2 * Групповой кейс + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дыбская В. В., Сергеев В. И. - ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-9916-7032-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logistika-v-2-ch-chast-2-434214
  • Дыбская В. В., Сергеев В. И. ; Под общ. ред. Сергеева В.И. - ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-03586-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logistika-v-2-ch-chast-1-445029
  • Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В.И. Сергеев и др.; Под ред. В.И. Сергеева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - XXX, 634 с.: 70x100 1/16. + ( Доп. мат. znanium.com). (п) ISBN 978-5-16-004556-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/407668
  • Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национал. исследоват. универ. 'Высшая школа экономики'; Под общ. и науч. ред. В.И.Сергеева. -2-e изд., перераб. и доп. -М.:НИЦ Инфра-М,2013.-ХХХ,634 с.: 70x100 1/16.(п) ISBN 978-5-16-004556-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/355046
  • Корпоративная логистика в вопросах и ответах, Сергеев, В. И., Будрина, Е. В., 2013
  • Логистика : интеграция и оптимизация логистических бизнес - процессов в цепях поставок: учебник, Дыбская, В. В., Зайцев, Е. И., 2008
  • Логистика : интегрир. цепь поставок, Бауэрсокс, Д. Дж., Клосс, Д. Дж., 2010
  • Логистика складирования : учебник / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/900841
  • Логистика складирования : учебник / В.В. Дыбская. — М. : Инфра-М, 2018. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/943525
  • Логистика складирования : учебник / В.В. Дыбская. — М. : Инфра-М, 2019. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1027997
  • Логистика: интегрированная цепь поставок, Бауэрсокс, Д. Дж., Клосс, Д. Дж., 2001
  • Логистика: интегрированная цепь поставок, Бауэрсокс, Д. Дж., Клосс, Д. Дж., 2006
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944826
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1024005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fondamentals of Logistics Management, Lambert, D. M., Stock, J. R., 1998
  • Logistics and supply chain management : creating value-adding networks, Christopher, M., 2005
  • Logistics and Supply Chain Management : Strategies for Reducing Cost and Improving Service, Christopher, M., 1998
  • Marketing logistics, Christopher, M., Peck, H., 2004
  • Relationship marketing : creating stakeholder value, Christopher, M., Payne, A., 2002
  • Strategic logistics management, Lambert, D. M., Stock, J. R., 1993
  • Supercharging Supply Chains : new ways to increase value through global operational excellence, Tyndall, G., Gopal, C., 1998
  • The handbook of logistics and distribution management, Rushton, A., Croucher, P., 2006
  • The management of business logistics : a supply chain perspective, Coyle, J. J., Bardi, E. J., 2003
  • Корпоративная логистика : 300 ответов на вопросы профессионалов, Сергеев, В. И., Белов, Л. Б., 2004
  • Корпоративная логистика : 300 ответов на вопросы профессионалов, Сергеев, В. И., Белов, Л. Б., 2005
  • Корпоративная логистика : 300 ответов на вопросы профессионалов, Сергеев, В. И., Белов, Л. Б., 2006
  • Корпоративная логистика : 300 ответов на вопросы профессионалов, Сергеев, В. И., Белов, Л. Б., 2008
  • Логистика : интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок, Дыбская, В. В., Зайцев, Е. И., 2013
  • Логистика в бизнесе : учебник для вузов, Сергеев, В. И., 2001
  • Логистика в сфере распределения, Николайчук, В. Е., 2001
  • Логистика для практиков : эффективные решения в складировании и грузопереработке, Дыбская, В. В., 2002
  • Логистика складирования : учебник для вузов, Дыбская, В. В., 2016
  • Логистика. Ч.1: ., Дыбская, В. В., Сергеев, В. И., 2017
  • Логистика. Ч.2: ., Дыбская, В. В., Сергеев, В. И., 2017
  • Маркетинг : учебник, Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., 1999
  • Маркетинг от А до Я : 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер, Котлер, Ф., Виноградова, Т. В., 2019
  • Маркетинговые каналы, Штерн, Л. В., Эль-Ансари, А. И., 2002
  • Основы маркетинга : пер. с англ., Котлер, Ф., Армстронг, Г., 2002
  • Основы маркетинга, Котлер, Ф., Армстронг, Г., 2012
  • Основы маркетинга, Котлер, Ф., Бобров, В. Б., 1994
  • Основы маркетинга, Котлер, Ф., Боброва, В. Б., 1995
  • Основы розничной торговли, Леви, М., Вейтц, Б. А., 1999
  • Проектирование рациональной сети распределения компании сетевой розничной торговли : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Сверчков, П. А., 2016
  • Проектирование рациональной сети распределения компании сетевой розничной торговли : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Сверчков, П. А., 2016
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография, Дыбская, В. В., 2017
  • Распределительная логистика, Костоглодов, Д. Д., Харисова, Л. М., 1997
  • Современная логистика, Джонсон, Дж. С., Вуд, Д. Ф., 2002
  • Современная логистика, Джонсон, Дж. С., Вуд, Д. Ф., 2005
  • Управление маркетингом : теория, практика, информационные технологии : учеб. пособие, Моисеева, Н. К., Конышева, М. В., 2002
  • Управление маркетингом : учеб. пособие для вузов, Кутузова, Т. Ю., 2013