Бакалавриат
2020/2021
Введение в маркетинговые исследования
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины «Введение в маркетинговые исследования» является всесторонняя подготовка социолога-аналитика, свободно владеющего современными методами маркетинговых исследований, но и способного применять их в любых, в том числе нестандартных, ситуациях для решения конкретных практических задач. Знания, которые слушатели получают в рамках данного курса, становятся основой карьеры в области маркетинговых и социологических исследований, – как на стороне исполнителя, так и на стороне заказчика, – а также в области брендинга, рекламы и PR. Специалист, освоивший предлагаемый материал, сможет эффективно работать в сфере маркетинга и маркетинговых исследований на любых рынках, в том числе на таких сложных, как рынок финансовых и страховых услуг, рынок автомобилей, рынок строительных материалов, – не говоря уже о рынках FMCG товаров.
Цель освоения дисциплины
- Всесторонняя подготовка социолога-аналитика, свободно владеющего современными методами маркетинговых исследований, но и способного применять их в любых, в том числе нестандартных, ситуациях для решения конкретных практических задач.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные методы современных маркетинговых исследований, применяемых на этапе вывода продукта на рынок, разработки нового продукта, исследований потребителей, рекламы, бренда, и т.д.
- Умеет строить модели, оценивать их качество и сравнивать различные модели
- Владеет навыками (приобрести опыт) анализа реальных маркетинговых данных с применением пакета SPSS
Содержание учебной дисциплины
- Роль маркетинговых исследований (МИ) и их точки соприкосновения с социологическими опросамиРазвитие маркетинга и роль исследований в маркетинге. Коммерческая и общественная ценность МИ . Сходство и различие МИ и социологических исследований. Этические проблемы социологических и маркетинговых исследований. Международный кодекс проведения социологических и маркетинговых исследований ESOMAR/ICC
- Процесс маркетинговых исследованийОсобенности постановки задач в маркетинговых исследованиях.Определение проблемы, которую надо решить. Определение проблемы, которую надо исследовать.. Формулирование целей исследования.. Выбор типа исследования. Разведывательные, описательные и причинноследственные исследования.
- Первичные и вторичные данные. Роль вторичных данных в подготовке и анализе МИПервичные данные и характеристики их источников. Вторичные данные и характеристики их источников. Некоторые методы анализа вторичной информации.
- Исследования потребностей рынка и возможностей компании. Анализ возможностей компании. Изучение потребителей - исследование U&A: принципы и основные методы анализа.Модели потребительского поведения. Исследование потребностей – основа МИ. Исследование U&A – принципы, целевая группа, выборка. Исследование U&A – дизайн анкеты. Исследование U&A –основные методы анализа.
- Сегментация потребителей. Основные типы сегментаций. Стиль жизни и психографические характеристикиПринципы сегментации. Типы сегментации. Методы сегментации. Логический, статистический и эвристический подходы. Стиль жизни и психографические характеристики. AIO, VALS. VALS-2, LOV
- Тестирование продуктовТестирование продуктов. Основные принципы. Виды тестов и разбор методик. Особенности статистического вывода. Значимость критерия и мощность критерия.
- Ценовые исследованияЦены, ценовая чувствительность и эластичность. Основные понятия в ценовых исследованиях Ценовые исследования без учета конкурентного окружения. Ценовые исследования с учетом конкурентного окружения.
- Жизненный цикл продукта. Методы маркетингового прогнозированияЖизненный цикл продукта. Теория и практика. Диффузная модель Роджерса. Модель Басса и дальнейшие модификации. Методы маркетингового прогнозирования.
- Потенциал рынкаОсобенности понятия «потенциал рынка». Доля рынка. Репрезентативные исследования и их связь с проблемой потенциала рынка. Аудит розничной торговли. Панель домашних хозяйств (потребительская панель).
- Новые технологии в маркетинговых исследованияхТрадиционное использование компьютерных технологий в МИ: CATI, CAPI, CAWI. Мобильный Интернет и возможности его использования в МИ. Анализ источников в Интернете, блогов и социальных сетей – дальнейшее развитие desk research и контент–анализа. Решение парадокса Ла-Пьера – исследование подсознательных реакций респондента.
- Отчеты об исследованиях. Бюджет исследованияФорма и план письменного отчета. Устный отчет и его презентация. Запрос на проведение маркетинговых исследований (бриф). Предложение на проведение МИ. Составление плана МИ и бюджета исследования. Составление бюджета исследования (калькуляция проекта).
Элементы контроля
- Конкурсная работа
- Домашние задания (9 заданий)
- Контрольные работы
- Конкурсная работа
- Домашние задания (9 заданий)
- Контрольные работы
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Домашние задания (9 заданий) + 0.5 * Конкурсная работа + 0.25 * Контрольные работы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Маркетинговые исследования рынка: Учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 192 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0191-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/389909
- Маркетинговые исследования, Черчилль, Г. А., 2002
- Маркетинговые исследования: Практикум / В.Т. Гришина. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 58 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9558-0348-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/436043
- Маркетинговые исследования: Учебное пособие/А.Г.Зайцев, Е.В.Такмакова - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 88 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-369-01444-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/500604
- Методы и средства комплексного анализа данных/Кулаичев А.П., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 511 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-104593-0 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548836
Рекомендуемая дополнительная литература
- Маркетинговые исследования : практ. руководство, Малхотра, Н. К., 2003