• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в маркетинговые исследования

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Введение в маркетинговые исследования» является всесторонняя подготовка социолога-аналитика, свободно владеющего современными методами маркетинговых исследований, но и способного применять их в любых, в том числе нестандартных, ситуациях для решения конкретных практических задач. Знания, которые слушатели получают в рамках данного курса, становятся основой карьеры в области маркетинговых и социологических исследований, – как на стороне исполнителя, так и на стороне заказчика, – а также в области брендинга, рекламы и PR. Специалист, освоивший предлагаемый материал, сможет эффективно работать в сфере маркетинга и маркетинговых исследований на любых рынках, в том числе на таких сложных, как рынок финансовых и страховых услуг, рынок автомобилей, рынок строительных материалов, – не говоря уже о рынках FMCG товаров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Всесторонняя подготовка социолога-аналитика, свободно владеющего современными методами маркетинговых исследований, но и способного применять их в любых, в том числе нестандартных, ситуациях для решения конкретных практических задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные методы современных маркетинговых исследований, применяемых на этапе вывода продукта на рынок, разработки нового продукта, исследований потребителей, рекламы, бренда, и т.д.
  • Умеет строить модели, оценивать их качество и сравнивать различные модели
  • Владеет навыками (приобрести опыт) анализа реальных маркетинговых данных с применением пакета SPSS
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Роль маркетинговых исследований (МИ) и их точки соприкосновения с социологическими опросами
    Развитие маркетинга и роль исследований в маркетинге. Коммерческая и общественная ценность МИ . Сходство и различие МИ и социологических исследований. Этические проблемы социологических и маркетинговых исследований. Международный кодекс проведения социологических и маркетинговых исследований ESOMAR/ICC
  • Процесс маркетинговых исследований
    Особенности постановки задач в маркетинговых исследованиях.Определение проблемы, которую надо решить. Определение проблемы, которую надо исследовать.. Формулирование целей исследования.. Выбор типа исследования. Разведывательные, описательные и причинноследственные исследования.
  • Первичные и вторичные данные. Роль вторичных данных в подготовке и анализе МИ
    Первичные данные и характеристики их источников. Вторичные данные и характеристики их источников. Некоторые методы анализа вторичной информации.
  • Исследования потребностей рынка и возможностей компании. Анализ возможностей компании. Изучение потребителей - исследование U&A: принципы и основные методы анализа.
    Модели потребительского поведения. Исследование потребностей – основа МИ. Исследование U&A – принципы, целевая группа, выборка. Исследование U&A – дизайн анкеты. Исследование U&A –основные методы анализа.
  • Сегментация потребителей. Основные типы сегментаций. Стиль жизни и психографические характеристики
    Принципы сегментации. Типы сегментации. Методы сегментации. Логический, статистический и эвристический подходы. Стиль жизни и психографические характеристики. AIO, VALS. VALS-2, LOV
  • Тестирование продуктов
    Тестирование продуктов. Основные принципы. Виды тестов и разбор методик. Особенности статистического вывода. Значимость критерия и мощность критерия.
  • Ценовые исследования
    Цены, ценовая чувствительность и эластичность. Основные понятия в ценовых исследованиях Ценовые исследования без учета конкурентного окружения. Ценовые исследования с учетом конкурентного окружения.
  • Жизненный цикл продукта. Методы маркетингового прогнозирования
    Жизненный цикл продукта. Теория и практика. Диффузная модель Роджерса. Модель Басса и дальнейшие модификации. Методы маркетингового прогнозирования.
  • Потенциал рынка
    Особенности понятия «потенциал рынка». Доля рынка. Репрезентативные исследования и их связь с проблемой потенциала рынка. Аудит розничной торговли. Панель домашних хозяйств (потребительская панель).
  • Новые технологии в маркетинговых исследованиях
    Традиционное использование компьютерных технологий в МИ: CATI, CAPI, CAWI. Мобильный Интернет и возможности его использования в МИ. Анализ источников в Интернете, блогов и социальных сетей – дальнейшее развитие desk research и контент–анализа. Решение парадокса Ла-Пьера – исследование подсознательных реакций респондента.
  • Отчеты об исследованиях. Бюджет исследования
    Форма и план письменного отчета. Устный отчет и его презентация. Запрос на проведение маркетинговых исследований (бриф). Предложение на проведение МИ. Составление плана МИ и бюджета исследования. Составление бюджета исследования (калькуляция проекта).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Конкурсная работа
  • неблокирующий Домашние задания (9 заданий)
  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Конкурсная работа
  • неблокирующий Домашние задания (9 заданий)
  • неблокирующий Контрольные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашние задания (9 заданий) + 0.5 * Конкурсная работа + 0.25 * Контрольные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинговые исследования рынка: Учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 192 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0191-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/389909
  • Маркетинговые исследования, Черчилль Г. А., Крылова И. В., 2002
  • Маркетинговые исследования: Практикум / В.Т. Гришина. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 58 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9558-0348-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/436043
  • Маркетинговые исследования: Учебное пособие/А.Г.Зайцев, Е.В.Такмакова - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 88 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-369-01444-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/500604
  • Методы и средства комплексного анализа данных/Кулаичев А.П., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 511 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-104593-0 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548836

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркетинговые исследования : практ. руководство, Малхотра Н. К., Ганиевой А. Р., 2003