• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Актуальные практики и концепты современного искусства. 1 уровень

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Суверина Екатерина Викторовна, Широкоступ Ольга Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Актуальные практики и концепты современного искусства. 1 уровень» посвящена истории взаимодействия искусства и общества. В ходе курса студенты научатся анализировать и отличать различные художественные направления, проводить параллели с актуальным культурным контекстом, а также применять данные им методологические инструменты для анализа современных практик искусства и культуры. Подготовят на основании посещения московских художественных музеев групповые проекты-презентации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными стилями и направлениями современной культуры и искусства.
  • Приобщение студентов к лучшим образцам современной культуры и искусства.
  • Установление междисциплинарных связей в рамках курса.
  • Изучение актуальных вопросов, связанных с трансформацией культурного, образовательного и коммуникационного пространства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные школы, имена и направления современного искусства в России и за рубежом.
  • Различает наиболее влиятельные институции и медийные платформы, которые исторически определяют лицо современного искусства.
  • Понимает содержание и механику проектов современного искусства.
  • Критически анализирует концепции и подходы в современных арт-проектах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модернизм и его течения.
    Город и новый тип художника. Появление городской культуры ознаменовало переход и к новому образу жизни — ускорение, появление новых пространств, архитектурных стилей и культурных практик.
  • Картина как объект и способ смотреть на мир. Модернистская живопись и П. Сезанн.
    В «Салоне отверженных» 15 мая 1863 года впервые выставляют картину Э. Моне «Завтрак на траве», которая производит невероятный скандал. Так живопись, практически впервые заявляет о себе как о субъективном ремесле, раскрывая собственные секреты репрезентации.
  • Искусство между двумя войнами.
    Западное искусство в эпоху кризиса — время перехода. Веймарская республика. Становление больших музейных институций (МоМа, МЕТ). Массовая культура. Крах проекта «Модернизм». Сюрреализм (А. Бретон, Супо, Дали).
  • Русский авангард как проект «нового мира» и не состоявшаяся утопия.
    Производственное искусство, начало дизайна и социальное действие. Новая советская власть и авангардные художники поставили для себя «создание нового человека». Искусство и культура для них стали средством тотального обновления, стремления построить утопию с картин Пименова и Дейнеки. Искусство и политика перестали противопоставляться в практике авангардистов, их синтез был направлен в прямом смысле слова на борьбу с реальностью.
  • Соцреализм, появление творческих союзов и официальной культурной доктрины.
    В 1934 году создаются союзы писателей, художников и тд, призванные контролировать и определять то, что, по их мнению, можно было бы считать произведением искусства. На первом съезде советских писателей М. Горький употребляет термин «соцреализм», который становиться всеобъемлющим понятием сталинского понимания культуры и идеологии. В 1936 году в школьном образовании появляется обязательный курс отечественной литературы – так соцреализм стал и воспитательной доктриной.
  • Появление современного искусства и его развитие во второй половине XX века.
    После окончания Второй мировой войны и освобождения концентрационных лагерей искусство, как и все человечество, оказалось в тупике. Модернизм больше не отвечал обозначенным основателями направления требованиям. Нужны были новые методы, новые художественные формы и новые способы анализа окружающей реальности. Так был изобретен термин contemporary art, распространивший свое влияние не только в художественной среде. Продукты современного искусства в редуцированном виде использовались в рекламе, кино, моде, дизайне.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится по средством программы Zoom. Механика: выбор 2-х вопросов из представленного списка, ответы студента в течении 15 минут на оба вопроса. Если есть проблемы со связью, просьба предупредить заранее для того, чтобы перенести экзамен на другой день.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Посещаемость + 0.3 * Семинары + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
  • Русское искусство XVIII века : Учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008
  • Литвина Т. В. - ДИЗАЙН НОВЫХ МЕДИА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-10964-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dizayn-novyh-media-444485