• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социоэкономика

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В условиях ускорения темпов изменений, увеличения потерь от неучтенных взаимосвязей между экономическими и социальными аспектами развития растет потребность в экономистах и менеджерах, сочетающих способности к анализу экономики с широким пониманием социальных отношений и умеющих применять эти знания в управлении (компаниями, отраслями, некоммерческими организациями, поселениями, регионами и др.). Решению этой задачи содействует стремительно развивающаяся в последние два десятилетия социоэкономика. С учетом круга практических проблем, с которыми сталкиваются выпускники экономических факультетов, данный курс базируется на более широкой - междисциплинарной - основе, но главную роль отводит экономическому подходу. Цель курса - показать, что приложение социоэкономического подхода к осмыслению широкого (и постоянно растущего) класса практических задач способно содействовать принятию более эффективных управленческих решений в соответствующей области. В результате освоения дисциплины «Социоэкономика» студенты должны уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о базовых принципах социоэкономического подхода, его возможностях и ограничениях, закономерностях связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства систем разных уровней.
  • Развитие компетенций, связанных с системным и многоаспектным анализом актуальных социально-экономических процессов и проблем (на основе комбинирования разных аналитических подходов: экономического, социологического и социально-психологического).
  • Формирование навыков приложения социоэкономического подхода к осмыслению конкретных практических проблем и поиску путей их ослабления (решения).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать базовые принципы основных версий социоэкономики, их понятийный аппарат, общие черты и различия, возможности и ограничения. Иметь представление о классе практических проблем разных уровней (макро-, мезо-, микро-), в осмыслении которых продуктивен социоэкономический подход (в том числе в современной России)
  • Уметь анализировать экономические процессы (проблемы) с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; выявлять двусторонние связи между экономическими и социальными процессами на разных уровнях
  • Уметь конструировать экономические и социальные индикаторы (показатели) для оценки связи между экономическими и социальными аспектами в функционировании и развитии изучаемого объекта, производить количественные / стоимостные оценки социальных процессов и явлений.
  • Знать закономерности двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства хозяйственных систем разных уровней; каналы и механизмы влияния/вмешательства социальных процессов в логику экономического поведения, в соотношение затрат и результатов
  • Уметь анализировать экономические процессы (проблемы) с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; выявлять двусторонние связи между экономическими и социальными процессами на разных уровнях.
  • Знать закономерности двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства хозяйственных систем разных уровней; каналы и механизмы влияния/вмешательства социальных процессов в логику экономического поведения, в соотношение затрат и результатов.
  • Уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений
  • Уметь комбинировать разные аналитические подходы (экономический, социологический и социально-психологический) в осмыслении актуальных практических вызовов; интегрировать в междисциплинарный анализ преимущества экономического подхода; творчески соединять преимущества подходов разных наук в решении конкретных практических проблем: а) в бизнесе и б) государственном (региональном, муниципальном) управлении.
  • Владеть методологией социоэкономического исследования конкретных практических проблем и путей их решения.
  • Владеть навыками последовательной реализации системного подхода на всех этапах изысканий (проектирование, собственно исследование, разработка рекомендаций).
  • Владеть методами и приемами экономического анализа социальных процессов и явлений. Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
  • Владеть методами экономической оценки социальных процессов и явлений, понимать их преимущества и ограничения.
  • Владеть навыками последовательной реализации системного подхода на всех этапах изысканий (проектирование, собственно исследование, разработка рекомендаций)
  • Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социоэкономику
    Что такое социоэкономика и зачем она нужна. Новые вызовы практики: характеристика класса задач макро-, мезо- и микроуровня. Макроуровень. Бизнес-организации. Индивиды и домохозяйства. Предметное поле социоэкономики. Экономические аспекты воспроизводства (развития). Социальные аспекты воспроизводства (развития). Экономическая оценка связей. Объекты социоэкономики. Понятие системы. Основные свойства системных объектов. Целостность. Иерархичность. Интегративность. Особенности социально-экономических систем. Соотношение функций и целей системы. Методология системного подхода. Базовые принципы социоэкономики. Системный подход как основа методологических позиций. Учет двустороннего характера связи между экономическими и социальными аспектами жизнедеятельности. Обращение к инструменту экономических оценок изучаемых связей. Предпосылка о социальном характере экономического действия. Акцент на экономический подход на фоне междисциплинарности научных позиций. Два значения термина «экономический» (К.Поланьи). Установка на доведение результатов теоретических построений до практических рекомендаций. Две версии социоэкономики: общее и особенное. Социоэкономика в системе научного знания. Структура современной экономической науки и тенденции ее изменения. Плюрализация мейнстрима. Роль неортодоксальных направлений в экономической науке. Поворот к эмпирической экономике. Социоэкономика и неоклассика: точки размежевания и интеграции. Социоэкономика и экономическая социология: общее и особенное.
  • Культурные ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования.
    Понятие и функции культуры. Национальная и корпоративная культура. Корпоративная культура и деятельностно-инновационный потенциал организации. Место культуры в социоэкономическом анализе. Социоэкономический взгляд на связь между экономическими и культурными аспектами хозяйственной жизни и ее учет в выборе управленческих стратегий: аналитическая схема. Проблема экономической оценки (недооценки) влияния культурных факторов и ограничений на уровне бизнес-организации. Культурные особенности наемных работников (населения) как фактор увеличения экономических издержек/ потерь со стороны компаний (государства). Культурные особенности наемных работников (населения) как фактор экономических обретений компаний. Особенности культуры деловых отношений между контрагентами и партнерами как фактор, влияющий на соотношение «издержки-выгоды». Культурные особенности взаимодействия власти и бизнеса. Интернационализация бизнеса и экономические потери от кросскультурной неграмотности. Культура и экономическая эффективность (на примере компаний США и России).
  • Статусно-сетевые ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования
    Основные каналы влияния статуса на соотношение затрат и результатов. Установление (поддержание) выгодных «правил игры» (формальных и неформальных). Статусные различия в объеме и структуре доступных ресурсов, издержках доступа к значимым благам, в целях и образцах потребительских и прочих практик. Воздействие статусных различий на возможности безнаказанно нарушать формально-правовые нормы в экономической сфере, частоту и строгость санкций за отклонения от них; частоту нарушения и успешность защиты значимых экономических прав. Статус и типы доступных неформальных социальных сетей. Понятие «социальные сети»: разнообразие подходов. Роль сетей в хозяйственной жизни: неформальный аспект. Подходы к классификации сетевых ресурсов. Информационные, мотивационные и материальные ресурсы сетей (Кантер Р.). Сильные и слабые связи (Грановеттер М.) Проблема поиска работы: «сила слабых связей». Социальные сети иммигрантов и «этническое» предпринимательство. Роль социальных сетей в мобилизации внешних ресурсов и внутрифирменном продвижении. Роль сетей в распространении моделей деловых практик и новых идей. Социальные ресурсы и социальный капитал. Статусно-сетевой аспект хозяйственной жизни в зеркале социоэкономики: аналитическая схема Проблема экономической оценки (недооценки) влияния статусно-сетевых факторов и ограничений. Ресурсы самоорганизации граждан и их экономическое значение. Ресурсы самоорганизации граждан в России и мире: экономический аспект. Основные каналы влияния гражданских структур на экономику. Проблема экономической оценки воздействия гражданских структур на хозяйственную жизнь и ее учета в социально-экономической политике.
  • Социально-психологические ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования.
    Социально-психологические ресурсы, факторы и ограничения в хозяйственной жизни: общая характеристика. Особенности восприятия, интерпретации, оценки экономическими агентами окружающего мира и своих возможностей в нем. Роль включенности в те или иные социальные группы и другие социальные образования. Социальная фасилитация (social facilitation). Социальная леность (social loafing). Степень овладения и практического использования накопленного социально-психологического знания для повышения экономической эффективности и манипулирования поведением других. Роль предвзятой обработки социальной информации, неосознаваемых и нерациональных регуляторов экономического поведения. «Психологический прорыв в экономической теории»: почему человеческие решения закономерно отклоняются от стандартной модели? Теория перспектив (prospect theory) Канемана Д. и Тверски А. Несклонность к риску. Нелинейность отношения к вероятностям (нелинейность функции весов решения). Игнорирование размера выборки при оценке вероятности случайных событий. Значение актуальности и эмоциональности информации в принятии решений. Роль формулировки вопроса. «Обработка информации с выгодой для себя». Социально-психологический аспект хозяйственной жизни в зеркале социоэкономики: а налитическая схема. Социоэкономический взгляд на связь между экономическими и социально-психологическими аспектами хозяйственной жизни и ее учет в выборе управленческих стратегий. Социально-психологическое знание как орудие влияния и его экономическое значение. Основные способы социально-психологического влияния на экономическое поведение: общая характеристика. Психология влияния Р. Чалдини. Принцип взаимного обмена. Правило последовательности. Принцип социального доказательства. Принцип влияния авторитета. Правило благорасположения. Дефицит, или правило малого. Принцип контраста. Управление впечатлениями как регулятор экономического поведения. Проблема экономической оценки и возможности регулирования вклада социально-психологических факторов.
  • Социоэкономика и социально-экономическая политика (СЭП)
    1. Социально-экономическая политика: сущность и базовые принципы. Социоэкономика о взаимосвязи экономической и социальной политики. Примеры актуальных макропроблем, требующих интеграции мер экономической и социальной политики. Воспроизводство избыточных социально-экономических неравенств и экономическое развитие. Нелегитимность крупной частной собственности как барьер на пути модернизации экономики. Понятие и базовые признаки СЭП. Системные основания СЭП. Значение анализа «риск-риск» (risk-risk analysis) в практике принятия управленческих решений. Социальный и экономический аспекты СЭП: общая характеристика и проблема увязки. 2.Социальные аспекты социально-экономической политики. Выбор приоритетов и целей СЭП: в поиске критериев и показателей. Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index, HDI) и его модификация. Другие важнейшие измерения развития человека в современном мире (безопасность, устойчивость, расширение прав и возможностей и др.). «Экономика счастья» (economics of happiness). Значение субъективных индикаторов и опросных методов в СЭП. Всемирный индекс счастья (Happy planet index, HPI). Экономический рост и прогресс в развитии человека: характер влияния. Показатели социального развития: Россия и мир. Социальные особенности как факторы / ограничители экономического развития и их учет в СЭП. Определение и учет в СЭП социальных факторов - катализаторов и ограничителей экономического развития. «Область достижимости» СЭП. Формирование более полного спектра затрат и выгод как основы для последующей экономической оценки эффективности СЭП. Индекс эффективности государственного управления с учетом уровня сложности Рейтинг России среди развивающихся и трансформирующихся стран. 3. Экономические аспекты социально-экономической политики. Экономическое обоснование актуальности и приоритетности решения тех или иных социальных проблем. Виды оценки мероприятий СЭП и их экономическое значение. Оценка хода реализации программы (проекта, решения). Ошибки исключения. Ошибки включения. Нетто- и гросс-результаты реализации программы. Источники внешних помех. Оценка влияния программы (проекта, решения). Оценка влияния на основе случайной выборки. Квазиэкспериментальная оценка. Прямой контроль выборки. Использование рефлективных и статистически выровненных контрольных групп. Регрессионный анализ в методах оценки. Оценка эффективности программы (проекта, решения). Методы оценки эффективности альтернативных решений: общая характеристика. Метод минимизации затрат (cost-minimization analysis, CMA). Прямые и косвенные затраты. Постоянные и переменные затраты. Средние и предельные затраты. Учет различий в распределении затрат во времени (процедура дисконтирования и аннуитизации). Значение учета социальных ограничений. Метод «затраты-полезность» (сost-utility analysis, CUA). Показатель QALY (Quality Adjusted Life Years) - добавленные годы жизни, скорректированные по качеству. Сущность и способы получения оценок полезности. Преимущества, методологические трудности и слабые стороны метода. Метод «затраты — результативность» (cost-effectiveness analysis, CEA). Сущность, преимущества и ограничения. Основные шаги по оценке эффективности затрат. Метод «затраты – выгоды» (cost-benefit analysis, CBA). Сущность, преимущества и ограничения. Основные шаги по оценке выгод и затрат. Расчет чистой приведенной стоимости NPV (net present value). Способы оценки неосязаемых выгод от реализации социально-экономических программ (проектов): оценка стоимости жизни и добавленных лет жизни; приравнивание выгоды к сэкономленным затратам; оценка экономии времени. Опыт применения методологии «затраты-выгоды» для оценки эффективности социальных инвестиций в России.
  • Экономическая оценка человеческой жизни как инструмент СЭП.
    Экономическая оценка человеческой жизни: почему она не аморальна и зачем она нужна. Сущность и основные функции экономических оценок человеческой жизни и частичной утраты здоровья. Российские реалии и актуальность вопроса. Межстрановые различия и проблема двойных стандартов. Экономические оценки человеческой жизни как инструмент СЭП: виды и факторы выбора. Уже случившиеся потери и риски потерь. Различение понятий «цена риска для жизни» и «цена жизни». Понятие «стоимость среднестатистической жизни» (ССЖ) (value of а statistical life, VSL). Основные факторы, влияющие на выбор подхода к оценке стоимости человеческой жизни и утраты здоровья. Цели экономической оценки. Системные факторы. Информационные факторы. Основные подходы к оценке ССЖ: мировой опыт и российская практика. Группа подходов, базирующихся на оценке экономической полезности человека. Группа подходов, основанных на анализе реальных экономических решений и «готовности платить». Социально-экономические исследования рынка труда и предпочтений потребителей (на рынке автомобилей с учетом их безопасности, на рынке жилья с учетом экологической ситуации в районе и пр.). Роль учета системного контекста. Оценка ССЖ на основе международных сравнений. Современная российская практика. Основные социальные барьеры в использовании экономических оценок человеческой жизни и утраты здоровья в России.
  • Социоэкономика компании: социальные ресурсы и выбор деловой стратегии
    1. Социальные ресурсы как конкурентное преимущество компании. Общая характеристика социальных ресурсов. Внутренние и внешние социальные ресурсы. Ресурсы и капитал. Специфика социальных ресурсов по сравнению с экономическими. Трансформация разных видов ресурсов друг в друга. Социоэкономический взгляд на ресурсы компании и их учет в выборе деловой стратегии: аналитическая схема. Организационная культура и экономическая эффективность. Характер и специфика связи. Межстрановые особенности. 2. Внешние социальные вызовы: новые издержки и новые обретения компаний. Социальная активность и финансовые результаты компаний. Сущность и актуальные основания корпоративной социальной ответственности (КСО): природосберегающее, социальное; экономическое; стейкхолдерское; добровольческое. Значимые факторы, влияющие на силу и характер связи КСО и параметров экономической эффективности: общая характеристика. Уровень развития социально-экономической системы и качество институциональной среды. Специфика деловой и социальной среды, в которой функционирует компания. КСО как механизм увеличения числа модификаций продукта («product differentiation»), порождения нового спроса или установления премиальной цены на уже существующие продукты (услуги). Дифференцированный характер связи разных направлений КСО с параметрами экономической результативности: основные факторы. Сила влияния ключевых заинтересованных сторон. Ценностные ориентации руководителя (собственника) компании. Этичное потребление и этичное инвестирование. Сущность этичного потребления. Характеристика спектра этичных потребительских практик. Масштабы и факторы развития в развитых странах. Этичное, или социально ответственное инвестирование. Сущность, масштабы развития в развитых странах. Основные методы этичного инвестирования. Отбор объектов инвестирования («просеивание», screening). Активность самих акционеров по защите общественных интересов (shareholder activism, shareholder advocacy). Инвестиции в местные сообщества (community investing). Деловая репутация в разных институциональных средах. Сущность деловой репутации и ее экономическое значение. Репутация как специфический вид социального капитала. Системное социоэкономическое осмысление феномена деловой репутации. Выявление и ранжирование ключевых заинтересованных сторон. Спектр значимых социально-экономических факторов, влияющих на деловую репутацию. Функции деловой репутации в трансформирующейся деловой среде. Экономическая оценка социальных ресурсов компаний и отдачи от них. Оценка социальных ресурсов через оценку стоимости интеллектуального капитала. Оценка гудвилла с помощью метода избыточной прибыли. Бенчмаркинг. Методы оценки отдельных социальных ресурсов компании.
  • Потенциал социоэкономического анализа на макроуровне. Выбор социально-экономической стратегии трансформации отношений собственности в России (Г.А.Явлинский)
    Причины и факторы низкой легитимности крупной частной собственности в России: социоэкономическая перспектива анализа. Историческая традиция. Эффект «антиолигархической» пропагандистской кампании. Искаженная структура частной собственности в России, отсутствие среднего слоя собственников. Отсутствие видимой экономической и социальной эффективности использования крупным частным капиталом принадлежащих ему хозяйственных активов. Дефицит международной легитимности российских крупных частных собственников. Специфический характер российской приватизации 1990-х годов. Варианты решения проблемы низкой легитимности крупной частной собственности в России. Меры по легитимации собственности на крупнейшие хозяйственные активы, ранее находившиеся в собственности государства: возможность широкого общественного соглашения. Характер общественного соглашения и его содержание. Основные требования к общественному соглашению: его комплексность, политический и добровольный характер. Способы компенсации обществу части упущенной при недобросовестной приватизации выгоды: обязательства в виде денежных выплат (windfall tax), ограничивающие условия, накладываемые на собственников приватизированных крупных хозяйственных активов. Возможность установления особого порядка продажи и перепродажи приватизированных в 1990-е годы крупнейших активов: варианты решений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    5-7 страниц, шрифт 12
  • неблокирующий Активность на семинарах и лекциях (деловые игры, разбор кейсов, домашние задания)
    На коллоквиумах проводится разбор лучших презентаций по итогам деловых игр, а также устный опрос
  • неблокирующий Экзамен (письменная работа)
    Для разрешения спорных вопросов по результатам письменных работ преподаватель вправе проводить дополнительный устный опрос студентов по Программе курса с приглашением других преподавателей по данной дисциплине
  • неблокирующий эссе
    5-7 страниц, шрифт 12
  • неблокирующий Активность на семинарах и лекциях (деловые игры, разбор кейсов, домашние задания)
    На коллоквиумах проводится разбор лучших презентаций по итогам деловых игр, а также устный опрос
  • неблокирующий Экзамен (письменная работа)
    Письменная работа, тест LMS. Для разрешения спорных вопросов по результатам письменных работ преподаватель вправе проводить дополнительный устный опрос студентов по Программе курса с приглашением других преподавателей по данной дисциплине ( конференция Zoom)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оитоговая = 0.4* Отекущая активность на семинарах и лекциях (деловые игры, разбор кейсов, «мозговые штурмы», домашнее задание) + 0.3* Оэссе + 0.3*Оэкзамен (письменная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Etzioni, A. (2003). Toward a new socio-economic paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9633F5D6
  • Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих) : учеб. пособие для вузов, Шабанова, М. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alberto Alesina, George-marios Angeletos, Olivier Blanchard, Peter Diamond, Glenn Ellison, Jon Gruber, … G. M. Angeletos. (2005). Fairness and Redistribution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.229835A8
  • Callan, S. J., & Thomas, J. M. (2009). Corporate financial performance and corporate social performance: an update and reinvestigation. Corporate Social Responsibility & Environmental Management, 16(2), 61–78. https://doi.org/10.1002/csr.182
  • Dolfsma, W., & Davis, J. B. (2015). The Elgar Companion to Social Economics (Vol. Second edition). Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1000427
  • Fey, C. F., & Denison, D. R. (2003). Organizational Culture and Effectiveness: Can American Theory Be Applied in Russia? Organization Science, 14(6), 686–706. https://doi.org/10.1287/orsc.14.6.686.24868
  • Guiso, L., Sapienza, P., & Zingales, L. (2006). Does Culture Affect Economic Outcomes? Journal of Economic Perspectives, 20(2), 23–48. https://doi.org/10.1257/jep.20.2.23
  • Mark Granovetter. (2005). The Impact of Social Structure on Economic Outcomes. Journal of Economic Perspectives, (1), 33. https://doi.org/10.1257/0895330053147958
  • Paola Sapienza, Luigi Zingales, & Luigi Guiso. (2006). Does Culture Affect Economic Outcomes? NBER Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.nbr.nberwo.11999
  • Pryor, F. L. (2007). Culture and Economic Systems. American Journal of Economics & Sociology, 66(4), 817–855. https://doi.org/10.1111/j.1536-7150.2007.00541.x
  • Starr, M. A. (2009). The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence. Journal of Behavioral and Experimental Economics (Formerly The Journal of Socio-Economics), (6), 916. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.soceco.v38y2009i6p916.925
  • Vergragt, P., Brown, H. S., & Cohen, M. J. (2013). Innovations in Sustainable Consumption : New Economics, Socio-technical Transitions and Social Practices. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495628
  • W. Kip Viscusi, & Joseph E. Aldy. (2003). The Value of a Statistical Life: A Critical Review of Market Estimates Throughout the World. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CB751C8
  • Walker, K. (2010). A Systematic Review of the Corporate Reputation Literature: Definition, Measurement, and Theory. Corporate Reputation Review, 12(4), 357–387. https://doi.org/10.1057/crr.2009.26
  • Канеман Д., & Тверски А. (2015). Теория Перспектив: Анализ Принятия Решений В Условиях Риска. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (1), 3. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.v51y2015i1p3.25