• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Политология

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 42.03.02 «Журналистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Политология». Программа разработана в соответствии с: • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 42.03.02 «Журналистика» подготовки бакалавра; • Образовательной программой по направлению 42.03.02 «Журналистика» подготовки бакалавра; • Рабочим учебным планом университета по направлению 42.03.02 «Журналистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2016 г.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Политология» является формирование у студентов: знаний о ключевых категориях политологии как науки; представлений о политическом процессе в современной России; навыков системного анализа политических явлений в целях решения практических задач в рамках журналистики как профессии; опыта критического анализа различных источников информации о политике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает: основные понятия, категории, концепции, теории и парадигмы политической науки, авторов этих концепций и основные школы и направления развития политологии, а также иметь представление о базовых характеристиках политической системы России, закономерностях и тенденциях российского политического процесса, функциях основных политических институтов и структур гражданского общества.
  • Умеет: использовать методы современной политической науки и применять их в профессиональной деятельности, комплексно оценивать проблемные ситуации современного политического процесса, осуществлять отбор источников достоверной информации о политическом процессе, верифицировать и аналитически обрабатывать такую информацию, объективно и критически анализировать информацию о политике, исходя из знания теоретических концепций политической науки.
  • Имеет навыки: прикладных исследований политических процессов, исходя из знаний об их закономерностях; критического анализа различных источников информации о политике, в т.ч. журналистских материалов; использования методологии системного и анализа для оценки политических событий в процессе авторской, редакторской и проектно-аналитической деятельности.
  • Имеет навыки: использования при подготовке публикаций первичных знаний в определенных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, социальная сфера и т.п.), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание журналистских публикаций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политика: вариации трактовок от Античности до современности
    Политика, ее происхождение, природа и социальное назначение, структура и функции. Мир политики и его границы. Политика и понятие политического. Политика и пространство принятия решений. Политика и насилие. Политика и согласие. Политика как аппарат легитимного господства и специфическая профессиональная деятельность (Макс Вебер). Основные субъекты политики.
  • Власть, легитимность, легальность.
    Содержание власти. Политические и неполитические выражения власти. Различные понимания власти. Традиционные (насилие, наследство, богатство) и современные (знание) источники власти. Концепция власти Макса Вебера. Власть и легальность. Традиционная, харизматическая и рационально-легальная легитимность. «Неклассические» типы легитимности. Аспекты власти. Директивный аспект власти: власть как господство, обеспечивающее выполнения указания. Функциональный аспект власти: власть как способность и умение реализовать функцию общественного управления. Коммуникативный аспект власти: отправление власти путем общения. Методы осуществления власти. Власть явная (эксплицитная) и неявная (имплицитная). Идеальные типы власти: власть индивидуализированная, институционализированная и персонифицированная. Ограничения политической власти посредством разделения властей, создания правового государства и конституционных гарантий гражданских прав и свобод. Распределение власти между сторонами властных отношений. Пространственное (территориальное) распределение власти.
  • Политические идеологии
    История понятия политической идеологии. Основные принципы концепции К.Маркса: идеология как «ложное сознание». Концепция идеологии К.Мангейма: идеология как социально значимая система идей. Противопоставление идеологии и утопии. Современные представления об идеологии. Обусловленность идеологии социальными интересами и политикой («идеи-в-действии»). Функции политической идеологии в социально-политической жизни. Понятие идейно-политического (идеологического) спектра и его составляющие: левые - правые, либералы-консерваторы. Центризм. Радикализм. Экстремизм. Классический либерализм и становление капитализма. Принципы классического либерализма. Либерализм и демократия. Проблема равенства. Эволюция либерализма в XIX – XX вв. Неолиберализм. Основные принципы консервативной идеологии. Традиционализм и фундаментализм. Эволюция консерватизма в ХIХ – ХХ вв. Либертаризм. Исторические корни идеологии социализма. Принципы социализма. Различные версии идеологии социализма: марксизм, неомарксизм, социал-демократизм. Большевизм и марксизм-ленинизм. Современные версии классических идеологий. Иные влиятельные идеологические традиции: фашизм, анархизм, национализм, феминизм. Идеологизация и деидеологизация.
  • Теория общественного договора
    Концепция общественного договора с т.з. Дж. Локка, Т.Гоббса, Ж.Ж. Руссо. Элементы теории общественного договора: естественное состояние, состояние войны, причины заключения договора, расторжение общественного договора. Что означает переход к «гражданскому состоянию». Суверен и границы его власти.
  • Признаки, функции, формы государства. Возникновение национального государства в Европе.
    Государство как центральный политический институт. Основные причины возникновения государства. Основные теоретические подходы к осмыслению сущности государства. Государственноцентристские и социоцентристские определения государства. Понятие, сущность, основные признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государственного правления. Монархия и ее разновидности. Республика и ее разновидности. Тип государственного устройства как отражение распределения власти по территории. Унитаризм. Федеративный принцип государственного устройства. Процесс государственного строительства и функционирования. «Несостоявшиеся государства». Проблема государственности в глобализирующемся мире. Бюрократия как аппарат государственного управления. Классические теории бюрократии. Основные черты современной бюрократии. Типы администрирования и особенности государственной службы в зарубежных странах. Территориальные государства. Эволюционное, структурное и субстанциональное разнообразие форм и типов государственности. Альтернативные формы политической организации: полис, союзы городов, империя. Национальное государство как «неестественная форма» политической организации. Утверждение современного национального государства: версия Ч. Тилли.
  • Политическая система и политический режим. Недемократические политические режимы
    Основы системного подхода в науке. Взаимодействие системы и среды, открытые и закрытые системы. Системный подход в изучении политики. Понятие политической системы. Подсистема политики в социетальной системе Т.Парсонса. Теория политической системы Д.Истона. Понятия системного «входа» и «выхода». Подход Г.Алмонда. Функции политической системы. Типология политических систем. «Классические» и современные трактовки. Различные основания классификации и критерии сравнения характеристик политических систем. Понятие политического режима. Правовой и социологический подход к определению политического режима. Типологии политических режимов: Аристотель. Ш.Монтескье, Х.Линц и А.Степан. Режимные изменения и трансформации политических систем. Тоталитаризм и его разновидности. Специфика тоталитаризма. Концепции тоталитаризма Х.Арендт, К.Фридриха и З.Бжезинского, К. Поппера, К.Витфогеля, Т.Самуэли и др. Отличительные признаки тоталитарных режимов. Эволюция концепции тоталитаризма. Тоталитаризм как дескриптивная и нормативная концепция. Исторические формы тоталитарных режимов в Германии, Италии, СССР и др. «Выходы» из тоталитаризма. Посттоталитарные режимы. Отличительные признаки посттоталитраных режимов. Авторитарные режимы. Исторические формы авторитаризма. Отличительные признаки современных авторитарных режимов. Типология авторитарных режимов по Х.Линцу.
  • Политическая модернизация, демократизация и демократия
    Парадигма модернизации. Фазы модернизации. Концепции модернизации Д.Растоу, С.Хантингтона, Л.Пая. Спонтанная (первичная) и направляемая (вторичная) модернизация. Национальные варианты политической модернизации. Проблема «догоняющего» развития («позднего старта»). Вызовы переходных обществ классической теории политической модернизации и переоценка ее положений. Теория модернизации и третья «волна» демократизации. Стратегии модернизации «сверху» и их исторические ограничители. Понятие демократизации. Природа и происхождение демократии: взаимоотношения масс и элит. Сословие «йоментри»: история оформления социальной группы, атрибуты. Факторы, благоприятствующие зарождению и развитию демократии. «Ресурсное проклятие» и другие неблагоприятные для демократии факторы: взгляд М. Росса, К. Боша, Д. Асемоглу и Дж. Робинсона. Роль капитализма в развитии демократии: пределы влияния. Социальные расколы, распределительное равенство и демократизация: точка зрения С. Липсета, С. Роккана, Р. Колье, Р. Даля, И. Валлерстайна, Асемоглу и Дж. Робинсона. Международные конфликты, альянсы режимов и демократизация: мнение Ё. Терборна, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, Р. Инглхарта. «Неэффективные» демократии: исследования Г. О'Доннелла, Вельцеля и Р. Инглхарта. Понятие «волны» демократизации. Теория «волн» демократизации (С.Хантингтон и др.). Периодизация «волн» демократизации. Специфика «третьей волны». «Гибридные» режимы и новые типы авторитарных режимов.Ситуативно-ориентированный и ориентированный на условия подходы к изучению демократизации. Анализ причин и хода демократизации с точки зрения С. Хантингтона, К. Боша и С. Стоукс, А. Пшеворского и Ф. Лимоджи, Д. Асемоглу и Дж. Робинсона, Д. Берг-Шлоссера и Дж. Митчелла. Проблемы и особенности демократизирующихся стран. Участники (акторы) процессов демократизации. Институциональный дизайн для «новых» демократий. Стратегии и тактики в процессах демократизации. Понятие демократического транзита и его фазы. Внешние (международные) факторы демократизации. Демократизация и глобализация. Перспективы глобальной «недемократической волны». Траектории европейской и российской демократизации. Исторические и современные формы демократии. Классические и современные модели демократии. Проблема определения «народа» и «власти». Охранительная модель демократии. Проблема «тирании большинства» и способы ее предотвращения. Представительная демократия, ее эволюция и ее современные критики. Марксистская модель демократии. Модель партиципаторной демократии. Проблема компетентности граждан. Элитарная модель демократии. Теория соревнующихся лидеров Й.Шумпетера. Экономическая теория демократии Э.Даунса. Плюралистическая модель демократии: власть с согласия народа, соревнование партий во время выборов и возможность групп интересов выражать мнение. Понимание современной демократии (по Р.Далю) как полиархии. Институциональные принципы полиархического правления. Понимание демократии как определенности процедур при неопределенности результатов (А.Пшеворский). Консоциативная (сообщественная) демократия как политический режим для многосоставных обществ (А.Лейпхарт). Современные критики и оппоненты демократии. «Аудиторная» демократия. Проблема «постдемократии» (К.Крауч и др.). Суверенная демократия.
  • Политические партии, партийные системы. Легислатуры.
    Партия как политический институт. Становление понятия партии в политической теории и его различные трактовки. Классификация партий М.Дюверже. Универсальные партии (партии избирателей). Партии «новой волны». Партийная система как политический институт. Институциональная зависимость между способом голосования и конфигурацией партийной системы: «законы Дюверже». Типология партийный систем Дж.Сартори. Легислатуры как главные институты, отвечающие за разработку политики в современных демократиях. Функции институтов законодательной власти. Институты законодательной власти (легислатуры): нормативная модель и вопросы к ней. Выполняемые легислатурами задачи (Дж. Керри): представительство, делиберация, экспертиза, принятие решений, сдерживание большинства и исполнительной власти. Количество палат в традиционных и современных легислатурах. Феномен бикамерализма: распространение, распределение функций между палатами. Верхняя палата: история, функции, страновые особенности, взаимосвязь с институциональным дизайном (парламентские, президентские и полупрезидентские системы), преимущества. Отказ от бикамерализма: причины, примеры, последствия. Бикамерализм в США, Франции: отличительные особенности. Особый случай Италии.
  • Избирательные системы
    Выбор дизайна избирательных систем как элемент общего обсуждения институционального дизайна государства: компромисс между представительностью и управляемостью. «Поводы для беспокойства» при выборе избирательной системы. Формирование избирательных и партийных систем: зависимость от исторически сложившейся конфигурации расколов (С. Липсет, С. Роккан). Избирательное законодательство. Механический и психологический эффекты как объяснение политических последствий электоральных законов (М. Дюверже). Связь института выборов с формами правления, структурой партий и партийных систем, представительством интересов избирателей в парламенте и местных выборных органах. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы и их комбинации.
  • Политическое и электоральное поведение
    Политическая социализация личности. Модели политической социализации. Политическое поведение и его типы. Политическая психология, общественное мнение. Политическое участие как действие с целью влияния на власть. Виды политического участия. Типология политического участия Г.Алмонда и С.Вербы. Формы политического участия. Автономное и мобилизованное участие. Политическая мобилизация. Теоретические модели участия. Электоральное поведение. Основные направления исследований электорального поведения.
  • Политическая культура. Политические ценности
    Становление и теоретические предпосылки концепции политической культуры. Современные интерпретации политической культуры и политико-культурных объектов. Традиции и новации в понимании и трактовках политической культуры. Ценностные ориентации и коды мышления человека. Политическая культура как форма трансляции опыта общественного развития. Соотношение политической и общесоциальной (национальной) культур. Структура политической культуры, ее рациональные и иррациональные компоненты. Архетипы в структуре политической культуры. Классификация политических ориентаций. Функции политической культуры. Базовые и специфические основания типологий политической культуры. Типология политических культур Г,Алмонда и С.Вербы. Гражданская культура и стабильность демократии. Концепция постматериалистической политической культуры Р.Инглхарта и ее эволюция. Цивилизационные основания особенностей политической культуры «западного» и «восточного» типов. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона.
  • Мировая политика. Международные отношения
    Международное и мировое измерение современной политики. Политическая карта современного мира. Международные отношения и мировая политика. Суверенные государства как единицы мировой структуры. Различные типы современной государственности. Исторические типы системы международных отношений: Вестфальская, Венская, Версальско-Вашингтонская и Ялтинско-Потсдамская. Концепции международных отношений. Реализм и его основные понятия: национальное государство, баланс сил. Неореализм. Либерализм и его специфика: идеализм, развитие системы межправительственных организаций. Неолиберализм. Неомарксизм, теория И. Валлерстайна. Глобализация: политические, социальные, экономические и другие проявления. Роль новых технологий в процессе глобализации. Глобализация и вестернизация. Противоречия глобализации. Государственные и негосударственные субъекты мировой политики. Мир в XXI веке: политическая структура. Интеграционные процессы в современном мире. Глобальные проблемы современности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накопленная оценка
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме через корпоративную почту преподавателя, а также групповые и личные/корпоративные почты студентов. К началу экзамена на групповые почты студентов будет выслан документ с распределением студентов по выполняемому заданию и ссылкой на эти задания. Срок выполнения – 90 минут. После чего необходимо отправить выполненное задание преподавателю на корпоративную почту. К экзамену необходимо подключиться в 12:10. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: выход в интернет. Для участия в экзамене студент обязан: сообщить преподавателю не позднее 15 минут от начала экзамена о неполучении письма с заданием или о проблемах с интернетом. В ином случае студенту будет засчитана неявка на экзамен. При отправке файла необходимо: подписать файл с выполненным заданием «Фамилия_Номер группы» и подписать файл внутри. Задание выполняется индивидуально. Во время экзамена студентам запрещено: использовать источники без указания ресурсов (ссылки обязательны, оформление ссылок любое, но единое по всему тексту). Будет проверка в антиплагиате. Во время экзамена студентам разрешено: использовать материалы лекций, семинаров, конспектов, открытых источников. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Накопленная оценка
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме через корпоративную почту преподавателя, а также групповые и личные/корпоративные почты студентов. К началу экзамена на групповые почты студентов будет выслан документ с распределением студентов по выполняемому заданию и ссылкой на эти задания. Срок выполнения – 90 минут. После чего необходимо отправить выполненное задание преподавателю на корпоративную почту. К экзамену необходимо подключиться в 12:10. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: выход в интернет. Для участия в экзамене студент обязан: сообщить преподавателю не позднее 15 минут от начала экзамена о неполучении письма с заданием или о проблемах с интернетом. В ином случае студенту будет засчитана неявка на экзамен. При отправке файла необходимо: подписать файл с выполненным заданием «Фамилия_Номер группы» и подписать файл внутри. Задание выполняется индивидуально. Во время экзамена студентам запрещено: использовать источники без указания ресурсов (ссылки обязательны, оформление ссылок любое, но единое по всему тексту). Будет проверка в антиплагиате. Во время экзамена студентам разрешено: использовать материалы лекций, семинаров, конспектов, открытых источников. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Накопленная оценка + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bueno de Mesquita, B., & Smith, A. (2011). The Dictator’s Handbook : Why Bad Behavior Is Almost Always Good Politics (Vol. 1st ed). New York: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591672
  • Dahl, R. A., & Shapiro, I. (2015). On Democracy (Vol. Second edition). New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1554664
  • Rhodes, R., Binder, S. A., & Rockman, B. A. (2015). The Oxford Handbook of Political Institutions. Australia, Australia/Oceania: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.655BAF4C

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arendt, H. (1973). The Origins of Totalitarianism. [Place of publication not identified]: Mariner Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1871784
  • Karl Marx, & Friedrich Engels. (2019). The Communist Manifesto. [N.p.]: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2156462
  • Krickovic, A., & Bratersky, M. (n.d.). Benevolent hegemon, neighborhood bully, or regional security provider? Russia’s efforts to promote regional integration after the 2013–2014 Ukraine crisis. Eurasian Geography and Economics, 57(2), 180–202. https://doi.org/10.1080/15387216.2016.1211026
  • Mill, J. S. (2011). Considerations on Representative Government. Luton: Andrews UK. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=410082