Бакалавриат
2020/2021
История и теория кинематографа
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Темы курса «История и теория кинематографа» сформулированы на основе концепции Д. Бордуэлла и К. Томпсон о смене эпох в кинематографе в связи с появлением новых эстетико-экономических подходов к созданию фильмов (т. н. «движений» (“movements”), например, «раннее кино», «экспрессионизм», «импрессионизм», «советский монтаж», «золотой век Голливуда», «неореализм», «новая волна», «новый Голливуд и американский независимый кинематограф», «авторский кинематограф в Европе».). Отказавшись от логики выстраивания истории кинематографа «по десятилетиям», Бордуэлл и Томпсон находят способ совместить хронологический принцип истории с эстетическим принципом теории кино. Следуя логике этих исследователей, в своем курсе мы дополняем список «движений» цифровым кинематографом, а также сюжетами «кинематограф и трансмедиа», «кинематограф и ведеоигры», «кинематограф и комиксы». Курс построен по проектному принципу: в ходе курса студенты не только изучают теоретическую литературу и овладевают навыками академического анализа фильма, но и узнают о специфике жанров аналитического эссе, анализа фильма и кинорецензии, а также пробуют свои силы в создании рецензий (и других медиапроектов, таких как видео, лонгрид, подкаст) для индустрии кинематографа.
Цель освоения дисциплины
- Овладение теоретическими знаниями об основных эпохах истории кинематографа, понимание эстетических, экономических и технологических принципов создания фильмов каждым из кинематографических «движений».
- Умение применять в собственных исследованиях различные методы анализа фильма.
- Понимание различий между анализом ильма и рецензией (академическими и индустриальными текстами о кино).
Планируемые результаты обучения
- Выделяет особенности функционирования ранних технологических медиа.
- Понимает различия между импрессионизмом и экспрессионизмом.
- Дает определение цифрового кинематографа, объясняет сходства и различия между ранним и цифровым кинематографом.
- Называет корни эстетических приемов в современном кинематографе.
- Объясняет специфику эстетики реализма в кино.
- Анализирует фильмы 1940-1960гг.
- Объясняет причины, по которым происходит появление новой кинематографической школы и нового поколения режиссёров в Голливуде.
- Анализирует «интеллектуальныйо» кинематограф.
- Объясняет специфику современного кинематографа.
- Анализирует кинематограф (на границах»: цифровых блокбастеров, интерактивного кино, трансмедийных проектов.
- Выделяет жанровую разницу между основными группами текстов о кинематографе.
Содержание учебной дисциплины
- Ранний кинематограф.
- Эстетические открытия европейского киноавангарда. Приход звука в кино.
- Киноавангард и цифровые фильмы.Цифровое кино: утрачивает ли кинематограф свою уникальную «сущность» в ситуации компьютерной культуры?
- Эстетические особенности Silent Сinema и цитирование киноязыка экспрессионизма, импрессионизма и советской монтажной школы в звуковом кинематографе 1930-2019 гг.
- Неореализм и «новая волна».Авторский кинематограф: начало.
- Неореализм, реализм, документализм.
- Новый Голливуд, «независимые» режиссеры и глобализация кинематографа. Цифровой кинематограф и Transmedia Storytelling.
- Авторский и независимый кинематограф.
- Между играми, комиксами, телевидением и любительским видео: как делать и анализировать современный кинематограф?
- Кинематограф за границами жанра: цифровые блокбастеры VS. фильмы стриминговых сервисов, Transmedia Storytelling и интерактивное кино.
- Аналитическое эссе, анализ фильма, рецензия.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Итоговая работа + 0.2 * Презентация + 0.5 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Toby Miller, & Robert Stam. (2008). A Companion to Film Theory. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231749
Рекомендуемая дополнительная литература
- Киноискусство России: опыт позитивной антропологии : монография / А.C. Брейтман. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 185 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_597f39070d9257.58623888. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028172