• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История и теория кинематографа

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Верещагина Наталья Викторовна, Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Темы курса «История и теория кинематографа» сформулированы на основе концепции Д. Бордуэлла и К. Томпсон о смене эпох в кинематографе в связи с появлением новых эстетико-экономических подходов к созданию фильмов (т. н. «движений» (“movements”), например, «раннее кино», «экспрессионизм», «импрессионизм», «советский монтаж», «золотой век Голливуда», «неореализм», «новая волна», «новый Голливуд и американский независимый кинематограф», «авторский кинематограф в Европе».). Отказавшись от логики выстраивания истории кинематографа «по десятилетиям», Бордуэлл и Томпсон находят способ совместить хронологический принцип истории с эстетическим принципом теории кино. Следуя логике этих исследователей, в своем курсе мы дополняем список «движений» цифровым кинематографом, а также сюжетами «кинематограф и трансмедиа», «кинематограф и ведеоигры», «кинематограф и комиксы». Курс построен по проектному принципу: в ходе курса студенты не только изучают теоретическую литературу и овладевают навыками академического анализа фильма, но и узнают о специфике жанров аналитического эссе, анализа фильма и кинорецензии, а также пробуют свои силы в создании рецензий (и других медиапроектов, таких как видео, лонгрид, подкаст) для индустрии кинематографа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение теоретическими знаниями об основных эпохах истории кинематографа, понимание эстетических, экономических и технологических принципов создания фильмов каждым из кинематографических «движений».
  • Умение применять в собственных исследованиях различные методы анализа фильма.
  • Понимание различий между анализом ильма и рецензией (академическими и индустриальными текстами о кино).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет особенности функционирования ранних технологических медиа.
  • Понимает различия между импрессионизмом и экспрессионизмом.
  • Дает определение цифрового кинематографа, объясняет сходства и различия между ранним и цифровым кинематографом.
  • Называет корни эстетических приемов в современном кинематографе.
  • Объясняет специфику эстетики реализма в кино.
  • Анализирует фильмы 1940-1960гг.
  • Объясняет причины, по которым происходит появление новой кинематографической школы и нового поколения режиссёров в Голливуде.
  • Анализирует «интеллектуальныйо» кинематограф.
  • Объясняет специфику современного кинематографа.
  • Анализирует кинематограф (на границах»: цифровых блокбастеров, интерактивного кино, трансмедийных проектов.
  • Выделяет жанровую разницу между основными группами текстов о кинематографе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ранний кинематограф.
  • Эстетические открытия европейского киноавангарда. Приход звука в кино.
  • Киноавангард и цифровые фильмы.
    Цифровое кино: утрачивает ли кинематограф свою уникальную «сущность» в ситуации компьютерной культуры?
  • Эстетические особенности Silent Сinema и цитирование киноязыка экспрессионизма, импрессионизма и советской монтажной школы в звуковом кинематографе 1930-2019 гг.
  • Неореализм и «новая волна».
    Авторский кинематограф: начало.
  • Неореализм, реализм, документализм.
  • Новый Голливуд, «независимые» режиссеры и глобализация кинематографа. Цифровой кинематограф и Transmedia Storytelling.
  • Авторский и независимый кинематограф.
  • Между играми, комиксами, телевидением и любительским видео: как делать и анализировать современный кинематограф?
  • Кинематограф за границами жанра: цифровые блокбастеры VS. фильмы стриминговых сервисов, Transmedia Storytelling и интерактивное кино.
  • Аналитическое эссе, анализ фильма, рецензия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Итоговая работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Итоговая работа + 0.2 * Презентация + 0.5 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Toby Miller, & Robert Stam. (2008). A Companion to Film Theory. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231749

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Киноискусство России: опыт позитивной антропологии : монография / А.C. Брейтман. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 185 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_597f39070d9257.58623888. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028172