• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Теория оптимальности"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит с основными понятиями теории оптимальности, помогает овладеть техниками анализа в рамках теории оптимальности применительно к фонологии, синтаксису и семантике, тренирует умения применять методы теории оптимальности, формирует навык чтения специальной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • определение глубинных и поверхностных представлений морфем и слов
  • определение релевантных ограничений маркированности и верности
  • определение иерархических отношений между ограничениями
  • cоставление факториальной типологииданного набора ограничений
  • типологическая мотивировка наличия конкретных ограничений в универсальном наборе
  • функциональная мотивировка ограничений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание аргументов в пользу различения глубинных и поверхностных представлений
  • Умение применять к фонологическим данным анализ в терминах последовательного применения правил
  • Представление о видах непрозрачности и анализе непрозрачности в порождающей фонологии
  • Представление о недостатках классической порождающей фонологии; умение переходить от анализа в терминах правил к анализу в терминах ограничений
  • Умение выбирать релевантные потенциальные поверхностные представления, оформлять оптимально-теоретический анализ в виде таблиц, устанавливать иерархию данных ограничений при данных глубинном и поверхностном предавлениях
  • Представление о возможных и невозможных ограничений, а также о функциональной мотивировке ограничений в ТО
  • Представление о ТО как о теории межъязыкового варьирования, представление о факториальной типологии nограничений; умение исследовать факториальную типологию nограничений
  • Знание основных алгоритмов ранжирования ограничений в теории усвоения языка и в компьютерном моделировании
  • Понимание непрозрачности как проблемы для классической теории оптимальности; общее представление о возможных путях решения этой проблемы
  • Представление о сфере применения ТО в синтаксисе; знание нескольких примеров применения ТО в синтаксисе
  • Представление о сфере применения ТО в семантике и прагматике; знание нескольких примеров применения ТО в семантике и прагматике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Порождающая фонология
    Тема 1.1: Глубинные и поверхностные представления Мотивация различения глубинных и поверхностных представлений. Правила перехода от глубинного представления к поверхностному. Аналогии в сравнительно-историческом языкознании. Примеры. Тема 1.2: Анализ данных в порождающей фонологии Линейные репрезентации в порождающей фонологии. Формат правил переписывания. Важность порядка применения правил. Отношения между правилами (feeding, bleeding). Примеры. Тема 1.3: Явления «непрозрачности» в фонологии Явления «непрозрачности» как эффект упорядоченности правил. Примеры.
  • Основные положения и методы анализа фонологической теории оптимальности
    Тема 2.1: Основания теории оптимальности Теория оптимальности как ответ на внутренние проблемы порождающей фонологии. Эксплицитные ограничения как часть теории. Ограничения маркированности и ограничения верности. Переход от анализа в терминах правил к анализу в терминах ограничений. Ограничения в иерархии. Примеры. Тема 2.2: Анализ данных в теории оптимальности Выбор релевантных потенциальных поверхностных представлений. Оформление анализа в виде таблиц (tableaux). Алгоритмы установления иерархических отношений между ограничениями. Примеры. Тема 2.3 Теория ограничений Возможные и невозможные ограничения маркированности и верности. Функциональная мотивировка ограничений. Типы взаимодействий ограничений в иерархии. Примеры.
  • Основные положения и методы анализа фонологической теории оптимальности (продолжене)
    Тема 2.4: Типология в теории оптимальности Теория оптимальности как теория межъязыкового варьирования. Факториальная типология множества ограничений. Исследования факториальной типологии. Типологическая мотивировка ограничений. Примеры. Тема 2.5: Автоматизация алгоритмов теории оптимальности Теория оптимальности и теория усвоения языка. Алгоритмы усвоения иерархии ограничений. Автоматическое установление иерархии ограничений и исследования факториальной типологии. Тема 2.6: Явления непрозрачности как проблема для классической теории оптимальности Явления непрозрачности как проблема для классической теории оптимальности. Подходы к решению проблемы непрозрачности: стратальная теория оптимальности, теория оптимальности с цепочками кандидатов. Разборпримеров.
  • Применения теории оптимальности вне фонологии
    Тема 3.1: Теория оптимальности в синтаксисе Теория оптимальности в синтаксической типологии. Синтаксис относительных предложений в ТО, синтаксическое передвижение в ТО, типология базовых типов кодирования аргументов в ТО, типология дифференцированного падежного маркирования в ТО. Презентация и подробное обсуждение современной исследовательской литературы. Тема 3.2: Теория оптимальности в семантике и прагматике Лексическая семантика в теории оптимальности. Двунаправленная теории оптимальности в семантике и прагматике и ее применения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    По общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий Коллективный исследовательский проект
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий Выполнение заданий на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Выполнение заданий на семинарах + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * Коллективный исследовательский проект + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алпатов В. М., Крылов С. А. - ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 452с. - ISBN: 978-5-534-04735-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-437064

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bjerva, J., Kementchedjhieva, Y., Cotterell, R., & Augenstein, I. (2019). A Probabilistic Generative Model of Linguistic Typology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1903.10950