• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в социальную антропологию

Направление: 38.03.01. Экономика
Кто читает: Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Архипова Александра Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс " Введение в социальную антропологию" посвящён важнейшим понятиям и идеям, с которыми мы сталкиваемся каждый день ( социальная структура, семья, брак, тип общества, этнос, нация и многое другое) , а также тому, как эти понятия и идеи формировались, как менялись представления о месте и роли таких явлений в человеческой культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с основами социальной антропологии, показать, какими методами мы можем исследовать общества и человека как часть сообщества, какими закономерности возникают в ходе развития человеческих обществ и почему нам так важно это понимать.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет критическим подходом в исследовании культур и социумов
  • Понимает, что критические подходы позволяют делать выводы о происхождении и развитии обществ
  • Знаком с антропологическими науками в историческом и современном контексте
  • Понимает основные теоретические установки социальной антропологии, владеет базовым понятийным аппаратом
  • Имеет представление о современных междисциплинарных методах ( статистических, археологических, генетических, лингвистических) в исследованиях человеческих сообществ
  • Имеет представление о лингвистической и этнической карте народов мира, о проблемах взаимодействия культур, о сложности организации мультикультурных сообществ, об истории человеческих макромиграций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема I. Определение трех основных понятий: кто такой антрополог, что/кого и как он изучает
    Занятие 1. От этноцентризма к принципу «непредвзятости»: как изучать человека и человеческое общество? Чем занимается антропология? Поиски системности в поведении человека биологическом и культурном. Что такое этноцентризм? Задача «Геродот». Демонстрация принципа непредвзятости на примере задачи «ошибка путешественника». Занятие 2. Инквизитор, шпион, авантюрист: кто такой антрополог и как и кого они изучали? Собирание данных о "дальних землях" в Новое время. Путешественники, торговцы и миссионеры. Первые исследователи не-европейских обществ. “Перед сжиганием дикаря он записал от него незнакомые слова”: Ученые инквизиторы. “Науки, достойные джентльмена”: появление наук, «общественно полезных». “Королевское географические общество” и его изучение мира. Первые курсы антропологов. Антрополог как шпион. Британская разведка и развитие этнологии и политической антропологии. Антропология на службе экономики. Обсуждение фрагмента «Шекспир в буше» Занятие 3. Происхождение человека Выступление С. Дробышевского. Занятие 4. Методы социальной антропологии “Найти источник чумы”: методы до рождения науки. “Связать и дать бус”: зарождение антропологических подходов. Маргарет Мид и ее “Взросление на Самоа” Качественные методы: “я уехал в поле” - антропология Малиновского и после Малиновского. Понятие социальной функции. «Сбор в программе»: эксперимент Конрада Лоренца. «Ошибиться и понять»: школа Гарольда Гарфинкеля. Количественные методы. “Опросите своих прихожан”: появление прямых и делегированных опросов. “Школа кросс-культурных исследований”. Дж. Мердок. Базы данных “Human Relations Area Files”. Другие количественные методы и проблемы выборки и репрезентативности в социальной антропологии. Обсуждение книг «Затерянный город Z», дневников Миклухо-Маклая и «Главарь банды на день»
  • Тема II. Cемья, гендер, родство и их социальные роли
    Занятие 5. Возраст, брак и гендер в человеческих обществах Отличие пола от гендера. Возникновение «эффекта бабушки» и удлинение социального и биологического возраста у ранних homo sapiens. Как возникает понятие “детства”? Понятие «социального возраста» и социальной роли. Необходимость «возрастных классов» в некоторых обществах. Задача «возрастные классы» Типы браков и их зависимость от культурно-хозяйственных типов. Был ли матриархат? Типы родства и их значение для социальной структуры. Занятие 6. Отцы и дети Институт родительства в социальной структуре общества. Префигуративность и постфигуративность. Занятие 7 Любовь и секс как социальная переменная.
  • Тема III: Структура и ритуалы традиционных и современных обществ обществ
    Занятие 9. Что такое ритуал? От изучения ритуала к изучению повседневности Этологическая концепция ритуала. Антропологи в поисках ритуалов. Ритуалы перехода в теории ван Геннепа. Календарные обряды. Социальная функция ритуала в обществе. Теория ритуала у Дюргейма. Функционалистская парадигма изучения ритуала. Уорнер “Янки-сити”. Разбор фрагмента книги Лоренца «Агрессия» (2-9 главы) Занятие 10. Современные ритуалы Анализ современных ритуалов. Культ мертвых, 9 мая и другое. Занятие 11. Полевой семинар: подготовка к собиранию данных для эссе
  • Тема IV: экономическая антропология
    Занятие 12. Дарообмен как символический и социальный механизм функционирования общества; разбор концепции Марселя Мосса. «Потлач». Разбор «Очерка о даре» Марселя Мосса (фрагмент). Занятие 13. «Принцип недопроизводства» охотников-собирателей и мотыжных земледельцев в концепции Маршалла Салинза. «Принцип перепроизводства». Занятие 14 Разбор понятия «моральная экономика». Теория «ограниченного блага» Джеймса Фостера. Понятие блата. Исследование Алены Леденевой Занятие 15 Разбор интервью с жителями России на тему отношения к деньгам, банкам, зарплатам. Подготовка анкеты для самостоятельного анкетирования студентами.
  • Тема V. Власть и общество
    Занятие 18 От бигмена до царя: власть, иерархия и тип лидера у кочевников, собирателей, земледельцев Основные типы хозяйственных и властных культур Занятие 19 Социальная иерархия и отказ от нее: структура и коммунитас Разбор фрагмента книги «Структура и антиструктура» Виктора Тернера Занятие 20 Власть и насилие Разбор фрагмента книги Мэри Дуглас «Чистота и опасность» Занятие 21 Табу и закон Легитимация власти на насилие. Культ лидера в тоталитарных обществах. Понятие «культа личности». Анализ фрагмента книги Фуко «Надзирать и наказывать» Занятие 22 Оружие слабых: формы протеста и сопротивления власти Разбор 2 главы книги Джеймса Скотта «Domination and the Arts of Resistance: Hidden Transcripts» Занятие 23 Тактики и стратегии Мишеля Серто
  • Тема VI. Человек в современном мире
    Занятие 24 Моральные паники в современном обществе Занятие 25 Фейковые новости в современном мире
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задачи и другие виды домашнего задания
  • неблокирующий Интервью, эссе и доклад по полученному материалу
  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Разбор задач, научных текстов во время занятий и ответы на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Задачи и другие виды домашнего задания + 0.3 * Интервью, эссе и доклад по полученному материалу + 0.4 * Контрольные работы + 0.1 * Разбор задач, научных текстов во время занятий и ответы на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2008. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник). (п) ISBN 978-5-16-002219-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/143012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jerry, H. (2016). Antropology, culture and enviromental studies: presentation. https://doi.org/10.6035/Millars.any.número
  • Политическая антропология : Учеб. пособие, Крадин Н. Н., 2001