• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Актуальные практики и концепты современного искусства. 2 уровень

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лебедева Юлия Станиславовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Актуальные практики и концепты современного искусства. 2 уровень» продолжает знакомить студентов с искусством ХХ-ХХI веков, с происходящими в нем сложными процессами. Предполагается, что в 1 уровне студенты получили общие знания о направлениях и теориях в мировом искусстве ХХ-ХХI вв. Но на практике приходится давать им ещё материал о происходившем в искусстве за последние сорок лет (с 1980-х), что крайне важно для понимания студентами процессов, которые происходят вокруг них сейчас. В рамках нашего курса мы сосредоточимся на том, как понять и интерпретировать произведение современного искусства, как полюбить современное искусство, которое не очень понятно и даже не всегда приятно для восприятия в отличии от искусства классического. Мы будем говорить о том, по каким законам существует и развивается современное искусство: помимо «чистого» акта создания произведения художником, существует разные формы его коммуникации со зрителем. Слово коммуникация здесь крайне важно, т.к. специальность студентов предполагает рассмотрение любых форм искусства (и его репрезентации) как медиа. Большое внимание будет уделено истории развития и теориям выставочного процесса, как одного из самых важного способа взаимодействия искусство-зритель. К середине ХХ века этот процесс тесно переплетается с историей кураторства. Мы рассмотрим этот материал на примере великих выставок, в том числе подробно остановимся на Венецианской биеннале, Документе в Касселе и Манифесте, каждая из которых является фестивалем современного искусства и проходит с разными временными интервалами вот уже много лет. Также важно рассмотреть музеи современного искусства как площадку репрезентации и коммуникации (семинары на выставках), ведущие галереи мира, как главное связующее звено между художником и покупателем через выставку (как концептуальный проект), а главное — поговорим о том, как галерейный процесс вы-глядит у нас, причем не только на лекциях, но и на живом материале, посещая выставки современного искусства в галереях во время семинарских занятий. Будет затронут вопрос о финансировании современного искусства — меценатство, спонсорство, государствен-ные и частные программы, деятельность фондов. В завершении студенты, разбившись на группы, должны создать концептуальный выставочный проект (виртуальный) и презентовать его на последнем семинаре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубленное изучение мировых художественных процессов не только с художественной и теоретической, но и с прикладной (практической) точки зрения.
  • Понимание разных видов коммуникации искусства и зрителя, постижение законов существования искусства не только в идеальном мире, но и в реальном.
  • Научить понимать произведение современного искусства, не бояться его, и пытаться описать и интерпретировать, т.к. понимание многих вещей приходит после того как посмотришь на что-либо пристально.
  • Ознакомление с механизмами кураторства как возможности интерпретации и презентации произведений современного искусства, а также средства коммуникации искусства и зрителя.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует произведение.
  • Анализирует просмотренную в рамках семинара выставку на основании полученных знаний.
  • Анализирует просмотренные в рамках семинаров выставки на основании полученных знаний.
  • Создает виртуальный выставочный проект и защищает его.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как понимать произведение современного искусства.
  • Искусство последних десятилетий.
  • Видео-арт. Краткий экскурс.
  • Искусство перформанса. Краткий экскурс.
  • История выставок.
    Как постепенно выстраивался механизм создания музейных и выставочных экспозиций.
  • История кураторства.
    Буду рассказывать об интересных идеях и проектах. Параллельно развивая и историю выставок, т.к. эти темы неразрывны.
  • «Великие» выставки.
    Биеннале, Документа, Манифеста.
  • Институции современного искусства, издания (книги, журналы), механизмы арт-рынка и финансирования выставок и музеев.
  • Итоговый семинар. Презентация (группами) созданного виртуального кураторского проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Все пропустившие семинар могут посетить осмотренное нами мероприятие само-стоятельно и отчитаться в письменной форме. Если же по уважительной причине, студент не смог попасть на данную выставку, он может письменно отчитаться по другой, отвечаю-щей интересам курса, но не вошедший в список посещаемых в рамках курса.
  • неблокирующий Индивидуальное сообщение
  • неблокирующий Эссе 1
  • неблокирующий Эссе 2
  • неблокирующий Эссе 3
  • неблокирующий Эссе 4
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Индивидуальное сообщение + 0.1 * Посещаемость + 0.5 * Проект + 0.05 * Эссе 1 + 0.1 * Эссе 2 + 0.1 * Эссе 3 + 0.1 * Эссе 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ильина Т. В. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА 2-е изд. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-10779-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-431512
  • Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-03311-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-431152