• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Личность в организации: ценности, установки, поведение

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 2

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса представляются социологические и социально-психологические теории и концепции, объясняющие поведение человека в организационном контексте. Центральной категорией курса является ролевое, надролевое и антиролевое поведение индивидов на рабочем месте. Что должен сделать руководитель, чтобы обеспечить выполнение работником минимально необходимых требований на рабочем месте, пресечь контрпродуктивное поведение и стимулировать работника к не обязательному, но желательному для организации поведению? От чего зависит, станет ли человек «командным игроком»? Последовательно рассматриваются группы факторов индивидуально-личностного, организационно-управленческого и социетального уровней, влияющих на различные виды трудового поведения. Мы обратимся к изучению личностных характеристик, значимых для поведения человека на рабочем месте. Представляются наиболее известные методики изучения личностных характеристик, обсуждаются их достоинства и ограничения. Мы обсудим, как личностные качества людей определяют реакции на события, происходящие в организации, на действия их руководителей. Будут рассмотрены психические состояния, эмоции, которые люди испытывают на рабочем месте, специальное внимание уделяется проблеме стресса на работе. Мы рассмотрим особенности процессов восприятия, стереотипы, механизмы, с помощью которых индивиды объясняют поведение других людей. Обсуждаются выгоды и издержки группового принятия решений и групповой работы в целом. Мы рассмотрим, как влияют на трудовое поведение людей их трудовые ценности, трудовая мотивация, установки. Обратимся к вопросу о том, какое влияние на трудовые ценности и поведение оказывают группы и команды, управленческие практики, организационная и национальная культура. Специальное внимание уделяется методологическим аспектам эмпирических исследований индивидуального трудового поведения в организациях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка выпускников к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - предмет, основные методологические подходы и перспективы развития социологии и пси-хологии личности в организационном контексте; - современные теоретические направления изучения поведения человека в организации; - факторы, влияющие на формирование поведения человека в организации;
  • уметь: - анализировать социологические и социально-психологические проблемы функционирова-ния организаций; - выявлять взаимосвязи факторов, влияющих на проявления различных типов поведения в организации; - диагностировать основные типы личности для решения управленческих задач;
  • владеть: - навыками критического осмысления научных материалов по социологическим и социаль-но-психологическим аспектам функционирования организаций - навыками поиска и систематизации научной литературы по заданной теме; - навыками анализа результатов теоретических и эмпирических исследований, в том числе опубликованных на английском языке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Личность в организации: проблемное поле и дисциплинарные подходы к изучению. Методологические проблемы исследований личности в организации
    Понятие личности. Специфика социологических и психологических подходов к изучению поведения человека в организации. Основные направления исследований личности в организационном контексте в России и за рубежом. Объекты исследований в организации: собственник, менеджер, наемный работник. Основные методы исследований личности в организации: преимущества и ограничения. Критика современных исследовательских подходов. Возможность получения «объективного» знания о личности в организации. Проблема интерпретации данных эмпирических исследований.
  • Поведение человека в организации
    Определение и функции поведения. Многообразие и конфликт социальных ролей и ролевых ожиданий. Типы поведения в организации по критерию соответствия ролевым ожиданиям. Типология девиантного поведения (Р. Мертон). Типология контрпродуктивного поведения (С. Робинсон, С. Беннет). Надролевое (экстра-ролевое) поведение. Понятие «поведение гражданина организации», классификация его видов.
  • Психологические характеристики и их влияние на поведение людей в организации
    Личность в организации: психологические характеристики. Методики измерения психологи-ческих характеристик. Методика Майерс-Бриггс. Цветовой тест М. Люшера. «Шестигранник Хол-ланда». Тест Р. Кеттелла. Методика Г. Айзенка. «Большая пятерка» личностных характеристик и поведение работников в организации. Локус контроля (Дж. Роттер). Реактивность / проактивность (В. Франкл, Г. Олпорт). Конформность. Эмоциональный интеллект (Д. Гоулман). Зрелость (К. Ар-джирис). Креативность. Макиавеллизм (Р. Кристи и Ф. Гейз). Достижительность (Д. МакКлелланд). Перфекционизм.
  • Трудовые ценности и мотивация трудовой деятельности
    Понятие ценностей. Терминальные и инструментальные ценности (М. Рокич). «Достижительские» и «недостижительские», «внутренние» и «внешние» трудовые ценности. Национальная экономическая культура как совокупность норм и ценностей в сфере экономической деятельности. Типологии ценностных ориентаций: Т. Парсонс, Г. Хофштед, Р. Инглхарт, Ш. Шварц. Кросскультурные исследования поведения людей в организации. Понятия мотивации и стимулирования. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Структура трудовой мотивации, формы мотивов. Факторы, влияющие на трудовую мотивацию. Традиционные и альтернативные подходы к стимулированию труда. Методы воздействия на трудовую мотивацию: возможности и ограничения.
  • Установки (аттитьюды) работников в организации
    Понятие, компоненты и свойства установок. Когнитивный диссонанс. Важнейшие установки, определяющие поведение человека в организации. Практики управления человеческими ресурсами: воздействие на установки и поведение работников. Удовлетворенность работой и поведение сотрудников. Вовлеченность в работу (work engagement). Намерения работников покинуть организацию. Ключевые факторы, способствующие намерениям уйти. Проявления и факторы организационной приверженности. Трехкомпонентная модель приверженности (Дж. Мейер, Н. Аллен).
  • Психические состояния на рабочем месте
    Понятие психических состояний и их связь с поведением человека в организации. Самоэффективность (А. Бандура). Выученная беспомощность (М. Селигман). Психологическое благополучие, его составляющие. «Выгорание». Понятие стресса. «Негативные» и «позитивные» стрессы. Организационные, групповые, индивидуальные причины стресса. Стрессоры: «вызовы» и «препятствия». Модель «требований» и «ресурсов» для исполнения работы (job demands – job resources model). Последствия высокого уровня стресса для организации и работников.
  • Процессы восприятия и поведение человека в организации
    Факторы, влияющие на процессы восприятия. Важнейшие виды социального восприятия в организации. Организационный климат. Воспринимаемая организационная поддержка. Доверие в организации. Идентификация с организацией. Организационная справедливость, ее виды и нормы. Возможность альтернативного трудоустройства (perceived employability). «Психологический контракт» работника. Структура психологического контракта. Типы психологических контрактов.
  • Организационно-управленческие факторы, влияющие на поведение человека в организации
    Группы и команды в организации. Стили руководства. Политические процессы и властные отношения в организации. Организационная культура. Управленческие практики в организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Письменное задание (эссе)
  • неблокирующий Устный ответ (очный либо дистанционный формат)
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Письменное задание (эссе)
  • неблокирующий Устный ответ (очный либо дистанционный формат)
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Выполнение домашних заданий + 0.25 * Письменное задание (эссе) + 0.5 * Устный ответ (очный либо дистанционный формат)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Выход, голос и верность : реакция на упадок фирм, орг. и государств, Хиршман, А. О., 2009
  • Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс, Ф., 1999
  • Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маргинальность в современной России, Балабанова, Е. С., 2000