• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Фактчекинг: методология и инструментарий

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Мы живем в постправде и постоянно подвержены влиянию алгоритмов технологических платформ с одной стороны, а также персональным когнитивным искажениям – с другой. И всё это в токсичной медиасреде при массовом авторстве. При таких условиях навык ориентироваться в инфопотоках, вылавливать фейки, верифицировать информацию, разоблачать манипуляции – необходимые навыки как для профессионального медиакоммуникатора, так и в принципе условие эффективного функционирования в современном мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков сбора, анализа, структурирования информа-ции для подготовки и реализации проекта.
  • Развитие навыков работы с источниками и критического восприятия информации.
  • Формирование навыков индивидуальной и групповой работы при фактчекинге.
  • Формирование понимания принципов фактчекинга, верификации информа-ции и логики расследовательских проектов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в базовой терминологии и формулирует концепции медиаграмотности.
  • Ориентируется в классификациях фейков.
  • Анализирует достоверность цифровых источников.
  • Анализирует и разбирает фейки.
  • Называет практические аспекты медиаграмотности.
  • Различает базовые механизмы манипуляций.
  • Выстраивает стратегии и алгоритмы фактчекинга.
  • Выстраивает и презентует стратегии фактчекинга.
  • Выстраивает стратегии противодействия манипуляциям.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы медиаграмотности. Фактчекинг: термины и понятия.
    Предпосылки к фактчекингу и медиа-информационная грамотность (МИГ). Медиаграмотность, критическое мышление и фактчекинг. Важность фактчекинга для медиа и МИГ для просьюмеров. Фактчекинг: ключевые термины, понятия, характеристики. Текущая ситуация: фейк-ньюс и постправда. Технологии и психология: фильтр-пузыри, эхо-камеры, соци-альные стереотипы.
  • Введение в фейковедение.
    Фейки и их виды. Фейки-ошибки и фейки-обманки: ключевые характеристики. Дезинформаци и мисинформация. Как работают фейки. Фактчекинг и фейкмейкинг. Манипуляции: признаки, мотивы, противодействие. Мотивы создателей фейков. «Грехи» издателей, авторов и аудиторий. «Заповеди» фейкмейкера.
  • Фактчекинг: базовые принципы. Платформы и ресурсы. Инструменты и сервисы.
    Основные подходы и базовые принципы фактчекинга. Способы и алгоритмы верификации информации. Фактчекинг: логики, алгоритмы, регламенты, чек-листы. Источниковедение 2.0 и работа с цифросетевыми источниками. Работа с источниками, фактчекинг и расследования: ресурсы, сообщества, инстру-менты. Российские и зарубежные обучающие и справочные платформы и ресурсы. Рос-сийские и зарубежные проекты и форматы с элементами фактчекинга. Проверка контента: сайты/аккаунты, фото/видео, тексты. Работа с открытыми данными. Медиамониторинг. Анализ хозяйственной деятельности. Анализ персоналий.
  • Фактчекинг: от анализа до расследования.
    Проектная работа над кейсами по фактчекингу. Выстраивание проекта: от кейса и его анализа к алгоритмам фактчекинга и стратегиям расследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Эссе 1
  • неблокирующий Эссе 2
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Проект + 0.1 * Эссе 1 + 0.1 * Эссе 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесниченко А. В. - ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-534-05559-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-zhurnalistskoy-deyatelnosti-441492
  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дзялошинский И. М. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 412с. - ISBN: 978-5-9916-9204-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-zhurnalista-433868
  • Ивин А. А. - ЛОГИКА ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-534-06556-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-dlya-zhurnalistov-437439
  • Распопова C.C., Богдан Е.Н. - Фейковые новости: Информационная мистификация: учебное пособие для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 112с. - ISBN: 978-5-7567-0940-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/112498