• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Рынок и государство (как участники рынка меняют институты)

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Прикладные методы социального анализа рынков
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Академическая литература о взаимодействии государства и рынка обширна, но в основном она посвящена тому, каким образом государство влияет на участников рынка. Текстов, посвященных обратному влиянию чрезвычайно мало. Объяснение этому простое – как правило организации и тем более регулятор не склонны афишировать взаимоотношения друг с другом. Отчасти такой подход объясняется негативным восприятием такого влияния в общественных и даже научных кругах, которое рассматривается в терминах в лучшем случае лоббизма. Но обычно взаимовлиянию бизнеса и власти находят самое простое объяснение – коррупция. Как это не удивительно, чаще всего никакой коррупции в этом нет, а есть набор устойчивых, повторяющихся, легальных, но скрытых от внешнего наблюдателя действий. Поэтому процесс формирования рынков посредством государственного регулирования, инициированного под влиянием фирм, остается своего рода «черным ящиком» для исследователей, поскольку у них либо нет доступа к этой информации, либо она носит отрывочный и не систематический характер. Между тем известно, что современные рынки подвержены очень сильному воздействию государства и в этой ситуации стремление фирм принять участие в судьбоносных для себя решениях является вполне естественным. Для многих фирм активное вовлечение в принятие политико-экономических государственных решений становится обычной практикой, стандартным бизнес-процессом с количественно определенными целями. Более того, в таком активном участии фирм заинтересовано и само государства. Это позволяет снизить риски принятия неправильных решений и контролировать эффективность государственной экономической политики. При более пристальном внимании к этой ситуации обнаруживается, что участники рынка вовлечены на регулярной основе в процесс создания рыночных институтов, который является определяющим для формирования структуры современных рынков, ролей его участников, статуса лидеров и претендентов, правил конкуренции и пр. В рамках курса на основе бизнес-кейсов по реализованным автором курса проектам будут показаны ключевые аспекты взаимного влияния участников рынка и государства с акцентом на процессы, которые имеют место на стороне фирм.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса заключается в том, чтобы сменить оптику в исследовании процессов взаимодействия государства и рынка и показать значимость роли фирм в институциональном строительстве.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сформировать представления о том, что взаимодействие с государством для фирм имеет важное значение.
  • Понимание специфических черт и различий в функционировании рынка розничной торговли и смежных по отношению к нему рынках.
  • Способность организовывать и осуществлять проектную деятельность в рамках задаваемого бизнес-кейса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятия государства и фирмы(подходы к анализу взаимодействия)
    Критерии государства (территория, аппарат насилия, налоги); Государство как корпоративный актор (почему государство заинтересовано в экономическом росте? как государство влияет на экономический рост? роль технократии); Государство и/или Правительство (организационное устройство госаппарата); Чем фирма отличается от государственного аппарата (организационное устройство фирм, проблема разнообразия); Какие данные нужно анализировать, чтобы понять, чем отличаются фирмы (P&L как ключевой источник информации о фирмах и рынке)?' На какие показатели (финансовой отчётности) фирм влияет государство?
  • Проблематизация регуляторики внутри фирмы
    Какие фирмы участвуют в формировании государственной экономической политики (практики участников рынка; фирмы лидеры и фирмы претенденты)? Бизнес-модель фирм и типология зависимости от государства (рынки импорта, ли- цензионные виды деятельности; рынки, свободные от прямого госрегулирования) Каким образом государство контролирует и наказывает фирмы? Внимание государства к фирмам (избирательный характер контроля); Когда внутри фирмы приходит понимание, что без государства не обойтись (размер фирм, как критерий)? Порядок формулирования проблемы, ее объективация и подготовка к коммуника- ции с государственным аппаратом
  • Бизнес-ассоциации, как ключевой механизм взаимодействия с государством
    Для чего бизнесу нужны деловые ассоциации? Почему для государства важно участие деловых ассоциаций в выработке правил? Как и кем создаются деловые ассоциации (структуры управления, бюджет и механизм контроля за достижением целей)? Типология бизнес-ассоциаций.
  • Механизмы коммуникации рынка с государством (инклюзия государства в рыночные процессы)
    Рождение контуров формальных правил (согласование интересов участников рынка). Представительские организации в государственном аппарате (общественные, кон- сультативные, экспертные советы) и проблема их эффективности. Коммуникационные барьеры (с кем регулятор предпочитает коммуницировать из бизнеса; формирование пула лояльных игроков). Почему коммуникация с государством может быть неудачной? Публичность в коммуникации с государством
  • Продвижение интересов и рождение новых институтов
    Конструирование формальных институтов (правовые конструкции как выражение интересов бизнеса). Столкновение интересов и «борьба за правила». Давление государства на бизнес: почему давление возникает и как разрешаются конфликты? Могут ли регулятор и бизнес объединяться для достижения общих целей? К каким последствиям это приводит? Социальная дистанция бизнеса и власти: нужно ли ее соблюдать?
  • Создание новых рыночных ниш
    Внеправовые ниши в бизнесе (мешают ли они экономическому росту?). Всегда ли нужны формальные правила для сохранения новых рыночных ниш? Нормотворчество как основа для создания новой рыночной ниши. Что делать, если на рынок выходит государство? Что делать, если на рынок выходит совместное предприятие с государством? Что происходит при насаждении правил «сверху»?
  • Вовлечение государства в межфирменную конкуренцию
    Понятие конкуренции и конкурентного поля. Типология действий фирм при вовлечении государства в конкурентную борьбу. Как построить идеальную конкурентную среду? Роль неформальных правил (обычаев делового оборота) в конструировании конку- рентного поля. Способы принуждения фирм к соблюдению обычаев делового оборота. В каких случаях вовлечение государства в конкуренцию неизбежно?
  • Как исполняются государственные решения в области экономической политики
    Как регулятор и бизнес определяют степень эффективности принятых решений? Ис- точники данных и их валидность. Символическое насилие над регулятором: проблема навязывания экспертного мнения. Неполнота информации у государства и ее переизбыток у участников рынка. Проблема легитимности и (не-) исполнения государственных экономических решений. Цена формальных правил. Как возникают неэффективные институты и как они уничтожают эффективные правила. Следует ли бизнес допускать к формированию правил на рынке?
  • Семинар 1. Формирование идентичности бизнеса
    Кейс: Ассоциация как инструмент влияния на государство Эксперт: Беляков С. (Председатель Президиума АКОРТ)
  • Семинар 2. Границы государства и рынка
    Маркировка и прослеживаемость товаров. Эксперт: Онищук А. (Президент РАТЭК)
  • Семинар 3. Торможение инициатив бизнеса и государства
    Кейс: Параллельный импорт. Эксперт: Поповичев А. (Исполнительный директор Содружества «Русбренд»)
  • Семинар 4. Борьба между фирмами и вовлечение государства
    Кейс: Рынок платежных услуг и рождение новых технологий. Эксперты: Малиновский А. (GM MasterCard-Россия), Колесников Д. (директор СБП, «НСПК»)
  • Семинар 5. Создание рыночных ниш при участии государства
    Кейс: Предустановка программного обеспечения на гаджеты. Эксперт: Заева Е.А. (Директор Управления ФАС по связи и информационным технологиям)
  • Семинар 6. Международная конкуренция и наднациональное регулирование
    Кейс: Трансграничная торговля. Эксперт: Лебедев С. (GR-директор Ali-express-Russia)
  • Семинар 7. Расширение рыночных ниш и государство
    Кейс: Легализация торговли алкоголем и фармпрепаратами в интернете. Эксперт: Соколов А. (Президент АКИТ)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита группового проекта
  • неблокирующий Присутствие на семинарах
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Вопросы, комментарии, выступления, доклады по теме семинара
  • неблокирующий Синопсис группового проекта в письменной форме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.6 * Защита группового проекта + 0.05 * Присутствие на семинарах + 0.1 * Синопсис группового проекта в письменной форме
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Биггарт, Н., & Гиллен, М. (2006). Выявление Различий: Социальная Организация И Формирование Автомобильных Производств В Южной Корее, Тайване, Испании И Аргентине. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8FB439C
  • Блок, Ф. (2004). Роли Государства В Хозяйстве. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692676
  • Легализация параллельного импорта и ее влияние на товарные рынки России : аналитический отчет, Радаев, В. В., Котельникова, З. В., 2011
  • Портес, А. (2003). Неформальная Экономика И Ее Парадоксы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.815AA45
  • Розничная торговля : учебник для вузов: пер. с англ., Кент, Т., Омар, О., 2007
  • Рюшемайер, Д., & Эванс, П. (2011). Государство И Экономические Преобразования: К Анализу Условий Эффективного Государственного Вмешательства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38E9BB94
  • Флигстин, Н. (2010). States, Markets, and Economic Growth ; Государство, рынки и экономической рост. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87CFB831

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Волков, В. (2003). Силовое Предпринимательство. Глава 8. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692612
  • Государство и экономическая политика : возможности и ограничения управления: учеб. пособие, Хиллман, А. Л., Бусыгина, В. В., 2009
  • Поланьи, К. (2002). Экономика Как Институционально Оформленный Процесс. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692533