• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры"

Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 11

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры» являются: обобщение и анализ опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области анализа и атрибуции памятников истории и культуры; формирование у студентов магистратуры представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации; формирование навыков научно-исследовательской работы, включающей в себя работу с различными типами и видами памятников, анализ техники создания памятника культуры, выявление, отбор, анализ архивных источников и научной литературы, интерпретацию получаемых результатов; развитие навыков академического письма, подготовка курсовой работы; выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей); получить представление об основных тенденциях современного арт-рынка; получить представление об основных формах антикварной торговли. В результате освоения дисциплины «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры» студент должен: уметь работать с архивами и архивными документами; уметь формулировать исследовательскую проблему; уметь составлять развернутый план исследования; уметь формировать необходимый корпус исследовательской литературы по теме курсовой работы; уметь составлять библиографию по определенной теме; свободно пользоваться Интернет-сайтами и каталогами ведущих аукционов; уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства; получить практические навыки работы с современными российскими галереями и аукционными домами. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке Выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обобщение и анализ опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области анализа и атрибуции памятников истории и культуры
  • формирование у студентов магистратуры представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации
  • понимание особенностей разного рода исследований и подходов в различных областях истории искусства, таких как знаточество; разных видах (рисунок, живопись)
  • формирование навыков научно-исследовательской работы, включающей в себя работу с различными типами и видами памятников, анализ техники создания памятника культуры, выявление, отбор, анализ архивных источников и научной литературы, интерпретацию получаемых результатов
  • развитие навыков академического письма, в том числе для исследовательской работы в международной среде
  • выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей); презентация результатов ВКР
  • формирование представления об особенностях жанров художественной критике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь формулировать исследовательскую проблему
  • уметь формировать необходимый корпус исследовательской литературы по теме курсовой работы
  • уметь оценивать черты/элементы жанра и дискурса с целью как общего, так и углубленного понимания письменного и устного текста; использовать черты/элементы жанра и дискурса с целью создания письменного и устного текста
  • опознавать нарратив/описание, объяснение и доказательство/аргумент в письменном тексте и устном тексте
  • понимать задачи научного текста, его логику и структуру в том числе на английском языке
  • уметь формулировать тезисы и резюме научной работы, в том числе на иностранном языке
  • Владеет навыками критического письма.
  • Умеет анализировать актуальные процессы современной художественной мысли.
  • Различает жанры арт-критики и умеет их применять сообразно задачам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ч.2. Научное исследование и атрибуция. Развитие знаточества в 19-20 веках и его значение в наши дни.
    Место знаточества в истории искусств. Традиция знаточества до XIX в. Собирательство «древностей» и произведений искусства. Развитие коллекционирования в XVII веке и суждение знатока: Джулио Манчини (1559 –1630), Ф.Бальдинуччи (1624–1696), Абрахам Босс (1602-1676), А.Фелибьен (1619-1695), Роже де Пиль (1635-1709). Знатоки в Англии: «dilettanti», термин «connoisseurship», Дж.Ричардсон (1665–1745). Деятельность антикваров и первые научные каталоги: П.-Ж.Мариэтт (1694-1774), Дж.Смит (1781-1855). Развитие «научного» знаточества в XIX – начале XX вв. Складывание музейной практики и задачи систематизации материала. Выставочная деятельность. Потребности художественного рынка. Карл-Фридрих фон Румор (1785-1843), его «Итальянские исследования», метод критического изучения письменных источников. И.Д. Пассаван (1787-1861) – монография о Рафаэле, первый научный каталог резоне. Густав Фридрих Вааген (1797-1868), атрибуции на основе изучения музейных и частных собраний. Джованни Батиста Кавальказелле (1819-1897), совместные труды с Дж.Кроу, систематизация материала по школам и мастерам, использование зарисовок. Вильгельм фон Боде (1845-1929), знаток широкого профиля. Корнелис Хофстеде де Гроот (1863-1930), Фриц Лугт (1884-1970).
  • Ч.2. Западноевропейский рисунок XV – нач. XX века: история, теория и исследования
    1. Рисунок в структуре пространственных искусств. Границы и возможности. Техника и инструментарий рисунка – чем и на чем (полиматериальность). Роль и место графики в эпоху средних веков. Книги образцов. Историография. 2. Рисунок в эпоху Возрождения. 15 век – становление искусства как результат «открытия мира и человека». Рисунки как свод эмпирических знаний. Рисунок в эпоху Высокого Возрождения – особенности профессионализации (что такое рисунок архитектора, скульптора, живописца). Рисунок как универсальный инструмент – особенности и ограничения. Академии рисунка. 3. Европейский рисунок Нового времени. 17 век – регионы, материалы и школы. Живописцы и графики – о роли рисунка в живописи и о цвете в искусстве рисунка. Рисунок 18 века – между академией и мастером. Штудии и импровизации. 4. Рисунок 19 – начала 20 столетия. Станковая графика. Становление полиграфии и роль рисунка. Современное изучение рисунка. Коллекции и хранители. Музеефикация. Рисунок на художественном рынке. Экспертиза рисунка. Актуальные вопросы в изучении рисунка.
  • Ч.2 Основные жанры художественной критики и понятие арт-критика
    Раздел семинарского курса нацелен на формирование навыка критического письма, выработке умения критически мыслить, анализировать актуальные процессы современной художественной жизни. На семинарах обсуждаются и отрабатываются основные жанры художественной критики. На практических примерах раскрывается специфика их применения сообразно задачам, возможности и стилевые особенности. Жанры: письма, аналитической статьи, рецензии, памфлета, критического обзора, авторского высказывания, эссе, художественного портрета, интервью, анонса и др.
  • Ч.2. Презентация и применение результатов научного исследования.
    Структура письменного научного исследования. Научный аппарат курсовой работы. Изложение результатов исследования. Особенности оформления письменной работы. Особенности структуры и научного текста на английском и русском языках. Научный аппарат. Особенности оформления письменной работы. Обсуждение тематики выпускных квалификационных работ студентов магистратуры. На семинарах уточняются требования к магистерским ВКР, магистры определяют темы, выбирают методологию и методы прикладного исследования, формируют структуру работы, учатся оформлять научно-справочный аппарат. Во время семинаров студенты обсуждают результаты своей научной работы, знакомятся с теоретическим и практическим применением результатов исследований; обсуждают статьи и монографии из предложенного списка, а также участвуют в дискуссиях со экспертами и специалистами в области художественного рынка, аукционного дела, экспертизы, издательского дела и науки. Семинарские занятия проводятся в форме беседы со студентами и коллективного обсуждения презентаций студентов, домашних заданий, актуальных вопросов, связанных с изучением традиции знаточества.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад (1 м)
    Устный доклад по трудам знатоков и их методами, а также, по различным научным статьям, обсуждающих проблемы знаточества
  • неблокирующий Эссе (1 м)
    В эссе (объемом 2,3–4 тыс. слов), на заданную тему, связанную с проблемами знаточества или атрибуции конкретного произведения, студент должен продемонстрировать знание методов знаточеской экспертизы, владение терминологией, знание литературы по данному вопросу и способность критически осмыслить предлагаемые атрибуции.
  • неблокирующий Доклад-эссе (2 м)
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Доклад по теме ВКР (4 м)
    Устный доклад на семинаре по теме ВКР (12-14 минут, сопровождаемый показом слайдов) дополняется представлением (в цифровом виде) полной черновой версии текста ВКР. Черновая верси должна включать Введение, все предполагаемые главы, Заключение и список литературы. Доклад проводится в форме предзащиты ВКР. Научный руководитель даёт письменный ( в свободной форме) или устный отзыв о ходе работы и даёт предварительную оценку работе. Семинар делается открытым: на предзащиту приглашаются другие преподаватели и могут присутствовать студенты других курсов. На предзащите студенту необходимо презентовать результаты исследования, проведённого в рамках ВКР; ответить на вопросы преподавателя и слушателей.
  • неблокирующий Промежуточная аттестация за 1-ый год НИСа(2019)
    Оценка рассчитывается по формуле, представленной в программе НИСа первого года обучения
  • неблокирующий Домашнее задание (3 модуль)
    Домашнее задание представляет микро-эссе в заданном жанре, объеме, стилистике и предполагаемом формате издания по теме занятия.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Доклад (1 м) + 0.5 * Эссе (1 м)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5*Промежуточная аттестация за 1-й год НИСа +0.5* (0.2*Промежуточная аттестация (1м)+0.2*Доклад-эссе (2м)+0.2*Домашнее задание (3м) +0.4*Доклад-ВКР (4м))
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., Костюкович, Е., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Daichendt, G. J. (2011). Artist Scholar : Reflections on Writing and Research. Bristol: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1135688
  • Основные понятия истории искусств : проблема эволюции стиля в новом искусстве, Вельфлин, Г., Франковского, А. А., 2013