• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Готика и искусство XV века в Северной Европе

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является логическим продолжением обязательного курса «Искусство Средневековья» и начинается с «романской преамбулы», обрисовывающей историко-культурную ситуацию в Западной Европе XII в и проблему формирования второго большого стиля в истории искусства Средних веков. В курсе лекций будут рассмотрены архитектура, скульптура, живопись и декоративно-прикладное искусство Западной Европы XII-XV вв с акцентом на «родине стиля» —— Франции и проблемы экспансии готического стиля в другие регионы Западной Европы. Важная тема курса – характеристика культуры и искусства XV века как финального периода развития готического стиля в Европе. На семинарских занятиях студенты представляют собственные опыты стилистического и иконографического анализа памятников готического искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представление об общекультурной ситуации в Западной Европе в XII-XV веках, проблематикой изучения последнего большого стиля Средневековья, его периодизацией, основными характеристиками в разных регионах, вопросами установления его хронологических границ и его связи с последующими периодами, в частности, с периодом Северного Возрождения
  • получить первоначальное представление о готическом типе конструкции, его вариантах в разные периоды и в разных регионах, формами декора готического здания
  • получить первоначальное представление о типологии и общем корпусе произведений монументального и станкового искусства XV века в Северной Европе
  • выработать умение узнавать и датировать произведения искусства Западной Европы XII-XV веков
  • выработать умение грамотно определять принадлежность произведения к тому или иному региону Западной Европы готического периода
  • получить первоначальное представление об основных типах построек и произведений XII-XV веков, формах и техниках, как традиционно существовавших, так и появившихся в этот период
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать периодизацию искусства Западного Средневековья и Ренессанса, в частности – готического периода и ars nova
  • знать основную проблематику, связанную с культурной, религиозной, художественной ситуацией в Западной Европе XII-XV вв., историей изучения культуры и искусства указанного периода
  • знать основы конструкции и декора готического здания, их развитие в разные периоды
  • знать типологию и технику произведений изобразительного искусства указанного периода
  • владеть терминологическим аппаратом, связанным с готической конструкцией и декором
  • владеть основами стилистического и иконографического анализа
  • уметь правильно датировать и географически локализовать произведения искусства
  • уметь правильно определять тему и сюжет произведения искусства указанного периода
  • уметь грамотного использовать специальную терминологию и понятийную систему, связанную с медиевистической проблематикой
  • уметь грамотно судить о стилистической принадлежности того или иного памятника
  • Уметь использовать приобретенные навыки при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства Средних веков, Северного Возрождения и христианской иконографии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Готика и искусство XV века в Северной Европе. Романская преамбула. XII век в Западной Европе: традиции и новации.
    Историко-культурная ситуация в Западной Европе XII века. Краткий обзор проблематики романского искусства зрелого периода, специфика региональных школ и отдельных видов искусства.
  • Готика и искусство XV века в Северной Европе. Периодизация и история изучения искусства готического стиля. Проблемы изучения искусства XV века.
    Готика: история термина, его экстраполяция на памятники архитектуры. История отношения к искусству Средневековья в целом и готического периода в частности. История изучения готического периода. Периодизация готического периода и «проблема XV века».
  • Искусство готики в Западной Европе. Основные характеристики стиля. Происхождение и распространение стиля. Франция и региональные школы: архитектура и изобразительное искусство.
    Версии происхождения готического стиля. «Готика – романика Иль-де-Франса» (М.Обер). Основы готической конструкции, происхождение отдельных элементов. Оригинальные черты готического стиля. Новое в религии, социальной сфере, взаимоотношениях заказчика и исполнителя. «Цветущая» готика во Франции. Аббат Сугерий и Сен-Дени. Памятники нуайонской группы. Памятники переходного периода. «Королевский» период. Шартрский собор. «Лучистая» готика. Реформы артели Пьера де Монтеро. Тип Реймса и Амьена и тип Буржа. Эволюция скульптурного декора французских готических построек XII-XIII веков: структура и пропорции портала, статуи откосов, композиции тимпанов, скульптура других зон фасада. Появление свободно стоящей скульптуры в интерьерах. Эволюция человеческого образа и фигуры в искусстве французской готики. Проблема «искусства около 1200 года». Распространение готики за пределы Франции: периодизация и характеристики английской, немецкой, испанской школ. Специфика конструкции, архитектурного и скульптурного декора. Готика в Италии и проблема Проторенессанса: специфика развития разных видов искусства. Готическая живопись: книжная миниатюра (периодизация, специфика каждого периода, типы рукописей и композиций, проблема перехода заказов к светским мастерским), витраж (периодизация, эволюция техники и композиций, тематика, региональные школы), заалтарный образ (условия формирования типа, ранняя типология). Декоративно-прикладное искусство готического периода: реликварии, литургическая утварь, светское ДПИ. Развитие традиционных и появление новых форм.
  • Искусство XV века в Северной Европе: традиция и новаторство. Проблема искусства «интернациональной готики». Региональные школы.
    1) Политическая и социокультурная ситуация в Западной Европе в конце XIV-начале XV веков. Специфика развития разных видов искусства (роль Столетней войны, итальянские влияния, сложение придворных школ, появление новых художественных центров, новые формы религиозности). Стадиальное несовпадение художественного развития Италии и Заальпийской Европы. «Интернациональная готика»: происхождение и значение термина. Проблема «искусства около 1400 г». Особая роль Нидерландов. Феномен придворного искусства и новые формы. Меценатство Бургундского и Беррийского дворов. Понятие ars nova, его культурно-религиозный смысл. Роль цехов и корпораций в городах. 2) Архитектура Заальпийской Европы в XV в: новые формы в готической конструкции и декорации. Черты «пламенеющего» периода в культовой архитектуре. Герцогство Бургундское (Бургундия и Фландрия), Нормандия. Роль декора интерьера (ограды хора, жюбе, капеллы, декор сводов). Развитие светской архитектуры (ратуши, беффруа, торговые ряды, частные особняки). Поздняя готика в Англии и ее влияние на континент. 3) Изобразительное искусство Заальпийской Европы в XV в: перенос акцента с монументальной скульптуры и книжной миниатюры на станковые формы: деревянная алтарная скульптура, скульптурно-живописные заалтарные образы (Нидерланды, Германия, Франция). Литургические и технические предпосылки их появления, типология. Монументальное искусство и его автономизация: свободно стоящие скульптурные композиции религиозного и мемориального назначения. Эволюция типа надгробия, появление портретных изображений. Роль придворных школ и мастеров (Клаус Слютер и др.). Книжная миниатюра около 1400 г: новые типы рукописей, «станковизация» изображения. Новые формы и техники в ДПИ. 4) Появление масляной станковой живописи. Развитие наряду с заалтарным образом новых жанров (портрет, благочестивый диптих, роль пейзажа в традиционной религиозной сцене). 5) Живописная школа Нидерландов, ее специфика. Обзор творчества отдельных мастеров -- Мастера из Флемаля, Ван Эйка, Рогира Ван дер Вейдена, Гуго Ван дер Гуса, А.Оуватера, Г.Мемлинга, Г.тот Синт Янса в контексте общих процессов в культуре и искусстве Заальпийской Европы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Тест
    В ответах на вопросы теста проверяется способность студента к правильной атрибуции произведения.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Студент готовит сводную таблицу памятников по видам искусства.
  • неблокирующий Экзамен
    На устном экзамене студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.1 * Домашнее задание + 0.3 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Готика, Мартиндейл, Э., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002