• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Мастер-классы приглашенных ученых

Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями об особенностях преподавания РКИ, систематизирует знания об области применения профессиональных знаний в России и за рубежом, тренирует умения и формирует навыки обучения русскому языку «нестандартных» студентов, готовит магистров к будущей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • создание методических пособий по русской фонетике, лексике, грамматике, синтаксису и стилистике для разных категорий студентов, в том числе с применением новых информационных технологий и методов
  • обучение русскому языку «нестандартных» студентов (носителей «домашнего русского», детей-билингвов и пр.)
  • разработка тестов и методических рекомендаций для изучения русского как неродного, знакомство с требованиями тестирования ТРКИ и других принятых тестовых систем (CEFR, ACTFL, etc.)
  • подготовка к академической карьере в России или за рубежом, в частности, к поступлению в аспирантуру или докторантуру, подготовка публикаций международного уровня и пр.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает особенности преподавания РКИ в разных странах, разным категориям учащихся, с разными целями и пр.
  • знает области применения своих профессиональных знаний в России и за рубежом
  • работает с разным контингентом учащихся (дети, эритажные носители, билингвы, и пр.)
  • переориентирует существующие курсы и программы, а также методики обучения, в зависимости от требований других вузов и языковых школ
  • знает требования к профессиональным публикациям (как научного, так и методического характера)
  • анализирует собственные или существующие методические разработки с целью их адаптации под реальные условия конкретных языковых школ и университетских программ по РКИ
  • знает требования к тестированиям и тесторам (по системе ТРКИ и альтернативным системам)
  • проводит тестирование по разным аспектам языковой деятельности
  • работает с различными базами данных и обучающими ресурсами открытого доступа, разработанными в других университетах и странах
  • использует ресурсы других университетов для создания курсов РКИ , а также для проведения исследований в области РКИ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные технологии в преподавании РКИ в зарубежных университетах
    Познакомиться с прикладными и исследовательскими ресурсами в области РКИ, используемыми в университете Хельсинки и в ун-те Тромсе.
  • Работа с «нестандартными» учащимися в области преподавания РКИ
    Изучить методы преподавания русского языка в условиях «языковой клятвы» в интенсивных языковых школах США, познакомиться с методами интеграции нестандартных учащихся (в том числе эритажных) в учебную деятельность.
  • Разработка качественного учебника: что нужно и чего нельзя
    Познакомиться с современными учебными пособиями изд-ва Златоуст, провести анализ того, каковы требования к современному учебнику, оценить собственные методические материалы с точки зрения их «публикабельности» .
  • Современные методики тестирования по РКИ
    Познакомиться с современной практикой проведения стандартизированной оценки языковых знаний (ТРКИ). Научиться проводить тестирование по выбранным разделам (грамматика, лексика, чтение, говорение, письмо).
  • Методики обучения русскому языку как иностранному вне языковой среды
    Знакомство с практиками преподавания РКИ в зарубежных университетах (США, Германия, Израиль).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
    Все письменные элементы текущего контроля могут быть пересданы не позднее, чем за неделю до сессии.
  • неблокирующий работа на уроках
    Поскольку повторить дискуссию на семинарах не представляется возможным, соответствующие элементы не пересдаются.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен пересдается в соответствии с правилами, утвержденными академсоветом ОП.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * домашнее задание + 0.3 * работа на уроках + 0.2 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Афанасьевой Н.Д. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 350с. - ISBN: 978-5-534-00357-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-433171

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Абрамова М. В. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-06779-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-pedagogika-praktikum-442107
  • Земская Е.А. - Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 240с. - ISBN: 978-5-89349-635-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85965
  • Рогачева Е.Н., Семенова Л.И. - Русский как иностранный. Синтаксис простого и сложного предложения: Продвинутый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 261с. - ISBN: 978-5-9765-3473-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102640
  • Русский язык как иностранный. Лингвострановедение и развитие речи : учеб. пособие / О.В. Чернышенко, Е.В. Огрызко, И.В. Нефёдов ; под общ. ред. Д.Н. Зарубиной. — Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2017. — 87 с. — https://doi.org/10.12737/textbook_58f89287ca7916.49085985. - ISBN 978-5-369-01687-9 (РИОР); ISBN 978-5-16-105716-2 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/894645