• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Компаративная история гуманитарных наук и образования"

Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Компаративная история гуманитарных наук и образования» предполагает изучение истории гуманитарного знания в Новое и Новейшее время, выявление его значения, в том числе в становлении новой системы образования и университетской культуры. В результате освоения дисциплины студент познакомится с ключевыми идеями и понятиями наук о человеке, изучит историю становления гуманитарных наук и моделей классического университета в Новое и Новейшее время.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Компаративная история гуманитарных наук и образования» является: - изучить историю гуманитарного знания в Новое и Новейшее время и выявить значении развития философских идей в становлении современной культуры, в том числе университетской, а также рассмотреть принятые в академическом сообществе практики письменного и устного общения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать : - историю становления гуманитарных наук и моделей классического университета в Новое и Новейшее время.
  • уметь: - анализировать риторическую структуру идеологического конструкта; - обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, высказывать критические суждения, необходимые при работе со словесными продуктами интеллектуальной деятельности человека, прежде всего политическими текстами разного уровня.
  • владеть: - навыками интерпретации и анализа языков гуманитарного исследования; - методами теоретического исследования интеллектуальной жизни в исторической ретроспективе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 2. Развитие гуманитарного университетского образования в XIX –XX веках (4 курс)
    Вводная лекция. Семинар 1. Основные концепции университетского развития XIX столетия Семинар 2. Основные черты немецкой университетской модели. Семинар 3. Французская гуманитарная мысль после 1945 года и ее значение Семинар 4. Специфика мандаринского типа мировоззрения профессоров Семинар 5. Смысл «университетских революций» первой половины ХХ столетия? Семинар 6. Каковы позитивные стороны университетских конфликтов? Семинар 7. Роль государства в развитии высшего образования на протяжении ХХ века Семинар 8. Почему университетская память всегда неоднородна? Семинар 9. Основные принципы Гумбольдтовского университета в начале XXI века Семинар 10. Достижения и теневые стороны советской университетской системы Семинар 11. Университеты, академии, научные общества: различия в производстве знания. Семинар 12. Дисциплинарный подход – благо или зло для университетского развития? Семинар 13-15. Представление и обсуждения научно-исследовательских работ студентов (историографические обзоры/статьи и рецензии)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.2 * Письменная работа + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., Левиной, М. И., 1994
  • Науки о человеке : история дисциплин, Дмитриев, А. Н., Соколов, П., 2015
  • Расписание перемен : очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР (конец 1880-х - 1930-е годы), Дмитриев, А. Н., 2012
  • Русские профессора : университетская корпоративность или профессиональная солидарность, Вишленкова, Е. А., Галиуллина, Р. Х., 2012
  • Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов, Вишленкова, Е. А., Савельева, И. М., 2013
  • Университеты в условиях рынка : коммерциализация высшего образования, Бок, Д., Карпа, С., 2012