Бакалавриат
2020/2021
Немецкий язык
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Кафедра немецкого языка
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Гайдукова Тамара Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
114
Программа дисциплины
Аннотация
Программа «Немецкий язык» призвана обеспечить прозрачность требований к формированию коммуникативных умений на иностранном языке в НИУ-ВШЭ в рамках первой ступени высшего профессионального образования (уровень бакалавриата). Успешное освоение курса должно обеспечить возможность получения международного сертификата А2, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня. Образовательная программа 50.03.03. История искусств (бакалавриат). Формат изучения дисциплины: практические занятия без использования онлайн-курса. Студенты начинают изучать немецкий язык без начальных знаний. Курс состоит из: трех базовых тематических разделов/модулей для второго года обучения. Освоение курса предполагает развитие немецкоязычной коммуникативной компетентности, необходимой для использования немецкого языка для межличностного общения в широком спектре социокультурных ситуаций, а также как инструмента профессиональной коммуникации, в научно-исследовательской, познавательной деятельности, развитие и совершенствование навыков устной речи по специальной тематике, формирование навыков чтения и понимания специальной немецкой оригинальной литературы в области живописи, графики, скульптуры и архитектуры, а также устного и письменного перевода текстов в указанных сферах. В процессе изучения дисциплины студент обогащает свой словарный запас немецкого языка терминами и понятиями, которые отражают знания по средневековой, гуманистической, ренессансной и современной культуре, истории и теории искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура и прикладное искусство), его выразительные формы, школы, техники и материалы по возможности всех стилей и эпох. Определенную часть лексического запаса составят наименования реалий, связанных с художественной жизнью страны изучаемого языка – произведения искусства, архитектурные памятники, музеи, коллекции и т.п. Кроме специальных искусствоведческих терминов предусмотрено знакомство с той лексикой, которая поможет специалистам-искусствоведам описать картину на немецком языке; а также освоение лексики, которая отражает, например, техники живописи, графики и т.п., цвета и краски. Владение иностранным языком (немецким) расширяет возможности профессиональной деятельности будущего специалиста и способствует развитию его культурного, образовательного уровня, умения интегрировать приобретенные знания в широкий круг смежных дисциплин. В данную программу могут вноситься дополнительные материалы для обучения студентов на более высоком уровне.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции следующих уровней владения немецким языком как вторым иностранным: на базовом этапе в пределах: А2 ; на продвинутом этапе с элементами профессионализации А2+ –В1 по шкале требований «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (Common European Framework of Reference — CEFR) , достаточного для понимания общего содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, для быстрого и спонтанного общения с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон, подробного высказывания по широкому кругу тем общественно-бытового и профессионально-ориентированного содержания, изложения своей точки зрения по актуальным вопросам с анализом различных мнений, в том числе с учетом специализации, для аргументированного и обоснованного решения конкретных проблем. Обучение иностранному языку на базе сочетания ряда лингвистических и экстралингвистических дисциплин должно сформировать в итоге широкий спектр академических знаний для использования немецкого языка в научно-исследовательской деятельности, в самообразовании, повышении квалификации. Успешное освоение курса дает возможность сдать экзамен для международного сертификата, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня
Планируемые результаты обучения
- - умеет рассказывать о разных типах семей и взаимоотношениях между членами семьи, представлять свое семейное древо - рассказывает о событиях в дороге - употребляет сложное прошедшее время Perfekt для глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками - использует генитив имен собственных - употребляет предлоги von и bei - использует сложноподчинительный союз weil
- - умеет участвовать в диалоге о своем жилье, о своем жилом районе - описывает различные типы проживания, существующие в современное время - излагает собственные рекомендации по правилам проживания в многоквартирном доме Германии и важности разделения мусора - использует предлоги с двойным управлением - употребляет наречия для указания направления
- - рассказывает о своем завтраке и отношении к фастфуду - умеет участвовать в диалоге в ресторане, может заказать еду и заплатить за нее, высказать претензии - сравнение правила этикета за столом в Германии и России - составляет краткие советы для гостей: правила поведения за столом - использует неопределенные местоимения
- - умеет рассказывать о своем рабочем месте и участвовать в диалоге-представлении в офисе - участвует в диалоге с коллегами по работе - пишет письма делового и личного характера - умеет вести телефонные переговоры - умеет назначать, отменять и переносить деловые встречи - использует сложноподчинительный союз wenn - использует в речи сослагательное наклонение II (совет)
- - умеет рассказывать о здоровом образе жизни, о разных видах спорта - высказывается на тему «Здоровый образ жизни. Профилактические меры» - умеет делать сообщение об известном человеке из мира спорта - знает рефлексивные глаголы - использует глаголы с управлением - умеет образовывать вопросительные и указательные местоименные наречия
- - умеет рассказывать о себе о своем образовании - рассказывает об особенностях образования в Германии - умеет вести дискуссию на тему «Образование в России и Германии» - может принять участи е в круглом столе - использует разные сложноподчинительный союз dass - спрягает модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени
- - умеет писать приглашения на праздник и поздравления - рассуждает о подарках, которые любит дарить и получать - рассказывает о свадебных традициях - составляет проект праздника - склоняет имена существительные и личные местоимения (Nominativ, Genitiv, Dativ, Akkusativ)
- - умеет рассказывать о своем досуге и хобби - анализирует список мероприятий и составляет план их посещения - участвует в диалоге-приглашении на мероприятие - использует союз trotzdem - использует в речи сослагательное наклонение II (пожелание)
- - умеет рассказать о себе как потребителе, о своих покупках - сравнивает товары, рассуждает о их достоинствах и недостатках - высказывает мнение по вопросу рекламы товаров - составляет письменное сообщение по теме «Моя любимая вещь» - склоняет прилагательные после неопределенного артикля - образует степени сравнения прилагательных и наречий
- - рассказывает о средствах коммуникации в разные времена, рассуждает о плюсах и минусах общения по почте, интернету, стационарному и сотовому телефону, через смс - анализирует проблемы в коммуникации мужчин и женщин (особенности в подаче и восприятии информации) - склоняет прилагательные после определенного артикля - использует вопрос Was für ein…? - умеет образовать и использовать пассивный залог в настоящем времени
- - умеет рассказать о местонахождении разных учреждений в городе и описать путь к ним - использует локальные предлогиaus, von, an … vorbei, bis zu, durch, entlang, gegenüber, über, um … herum
- - умеет рассказать о погоде и её влиянии на транспорт и дорожное движение - использует союз deshalb
- - умеет рассказать об отпуске, путешествии - может сообщить о транспортных средствах, забронировать путевку - умеет рассказать о посещении другой страны и о пребывании там - участвует в диалоге о путешествии - умеет написать письмо о своем путешествии - склоняет прилагательные после нулевого артикля - использует временные и локальные предлоги
- - умеет рассказать о своем бюджете и о своих расходах - умеет участвовать в дискуссии по поводу обращения с деньгами - может вести диалог в банке по поводу открытия счета и перевода денег - рассказывает о лотереях и их влиянии на жизнь разных людей - умеет формировать косвенные вопросы - использует глагол lassen в модальном значении
- - описывает детские воспоминания - рассказывает о самом прекрасном времени в своей жизни - знает уменьшительно-ласкательные имена - пишет сочинение на тему «Жизненные периоды» - использует прошедшие времена Perfekt, Präteritum - использует в речи сослагательное наклонение II (просьба, пожелание, совет)
Содержание учебной дисциплины
- Тема 15Рассказ о семье. Путешествие
- Тема 16Дома
- Тема 17Трапеза
- Тема 18Мир трудa
- Тема 19Спорт и фитнес
- Тема 20Образование и карьера
- Тема 21Праздники и подарки
- Тема 22Выходные дни.
- Тема 23Мир товаров
- Тема 24Коммуникация
- тема 25В дороге
- Тема 26В дороге
- Тема 27Путешествия
- Тема 28Деньги
- Тема 29Жизненные «остановки».
Элементы контроля
- Итоговая письменная контрольная работа по теме (ИПКР)
- Итоговый устный контроль (ИУК)
- Проверочная работа (ПР)
- Экзамен (Э)Правила проведения экзамена по немецкому языку в 2019-2020 уч.году: Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственным письменным планом ответа, составленным в тетради в ходе экзамена во время подготовки к ответу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более трех минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль): ПА = 0,2 (ПР общая оценка) + 0,2 (ИПКР общая оценка) + 0,2 (ИУК общая оценка) + 0,4 (Э) По прохождении каждой темы студенту выставляется три оценки
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Schritte international 3 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Hilpert, S., 2006
- Schritte international 4 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Hilpert, S., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Themen neu 2: Arbeitsbuch, Aufderstrasse, H., 2000
- Themen neu 2: Kursbuch, Aufderstrasse, H., 2002