• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Латинский язык и авторы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Никольский Иван Михайлович
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 212

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к профильной базовой части профессионального цикла дисциплин и является обязательным курсом. Изучение латинского языка лежит в основе обучения по образовательной программе «Античность». Предметом дисциплины является чтение и критический анализ оригинальных текстов латинских авторов. Чтение текстов сопровождается различными видами комментирования (грамматический комментарий, лексикологический, стилистический, культурно – исторический и т.д.). Знания и навыки, полученные в ходе освоения настоящей дисциплины, должны применяться студентами при освоении всех остальных дисциплин профессионального цикла, а также для работы с источниками на латинском языке в ходе научно-исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является глубокое профессиональное знание студентом латинского языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает историю изучения текстов и новые тенденции в исследованиях. Умеет искать научную литературу по теме.
  • Студент может дать описание исторической и культурной обстановки времени создания текстов, знает биографические сведения, свидетельства современников или позднейших комментаторов об авторах.
  • Студент представляет себе литературный и исторический контекст для каждого из авторов, их место в традиции римской словесности, истоки и влияние рассматриваемых жанров на последующую европейскую традицию.
  • Студент может самостоятельно перевести тексты изучаемых авторов, отметить стилистические и лексические особенности, в частности, выделить особенности, свойственные латинскому художественному языку различных эпох.
  • Студент может прокомментировать морфологию и синтаксис текстов изучаемых авторов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Курс 2. Тема 1. Грамматический анализ текста.
    Проводится подробный разбор грамматических особенностей прочитанного поэтического произведения; отмечаются особенности, свойственные поэтическому языку.
  • Курс 2. Тема 2. Метрика и лексическо-стилистический анализ текста.
    Основное внимание уделяется синтаксису простого предложения в поэтической речи и и стилистике латинского языка (сочетаемости слов, оттенкам смысла глагольного управления, порядку слов в предложении). Анализируются метрические формы и отмечаются особенности авторского выбора поэтического размера и лексики (архаическая, новаторская, разговорная и пр.). Полиметры Катулла и эпиграммы Марциала – преемственность и различия. Метрика как жанрообразующий элемент.
  • Курс 2. Тема 3. Историко-литературный контекст изучаемых авторов.
    Общий обзор литературы классического периода и авторов(1 в. до н.э.). Дается подробный анализ места изучаемого автора в литературной традиции римской словесности; жанровые характеристики. Протонеотерики и неотерики. В рамках курса разбираются вопросы происхождения литературной формы (например, сакральное происхождение стихотворных поношений); феномен элитарной литературы; истоки европейской любовной лирики. Александринизм в римской литературе. Специфика сочетания крупных и малых форм в творчестве Катулла и других поэтов его круга.
  • Курс 2. Тема 5. Научно-критическая литература - обзор.
    История изучения читаемого автора. Критика текста. Рукописи Катулла – проблемы, связанные с уникальностью архетипа. Современная научная литература по выбранным авторам. «Биографическое» прочтение катулловского корпуса – тенденция и отказ от неё. Лесбия – Клодия: традиция именования женских персонажей в лирике после Катулла. Обзор современных интернет-технологий и сайтов по латинской литературе и римской истории, где собраны тексты, переводы и комментарии к авторам.
  • Курс 2. Тема 4. Культурно-исторический контекст изучаемых авторов.
    Изучаются биографические сведения, свидетельства современников или позднейших комментаторов; дается описание исторической и культурной обстановки времени жизни авторов. Цицерон и Непот о Катулле и поэтах его круга. Катулл и Цезарь у Светония. Цицерон о Клодии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на практических занятиях
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на практических занятиях
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на практических занятиях + 0.7 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на практических занятиях + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Catullus, G. V., & Thomson, D. F. S. (2003). Catullus. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=469079
  • Gaisser, J. H. (2009). Catullus. Chichester, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=277780
  • Kiss, D., Biondi, G. G., Butterfield, D., Gaisser, J. H., Heyworth, S. J., & Ramírez de Verger, A. (2015). What Catullus Wrote : Problems in Textual Criticism, Editing and the Manuscript Tradition. Swansea: The Classical Press of Wales. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1554310
  • Lefèvre, E. (1999). Catulls Alexandrinisches Programm (C. 1 - 3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25942C81

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A new reading of Catullus 25.5. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C4516E25
  • Livy, Freese, J. H., & Church, A. J. (2009). Roman History. [Waiheke Island]: The Floating Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=313981
  • McGill, S. A. (2017). Ancient Roman Literature. Ancient Roman Literature, 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=17953616
  • Moreau Philippe. (1988). Jasper Griffin, Latin Poets and Roman Life. Annales. Economies, Sociétés, Civilisations, (4), 918. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.ahess.0395.2649.1988.num.43.4.283529.t1.0918.0000.002
  • Stead, H. (2015). A Cockney Catullus : The Reception of Catullus in Romantic Britain, 1795-1821. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1200877
  • Uccellini, R. (2019). The intertextuality in Latin epic poetry: The use of digital resources. FormaMente, 14(1), 23–31. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=137649795
  • Velleius Paterculus, Barrett, A. A., & Yardley, J. C. (2011). The Roman History : From Romulus and the Foundation of Rome to the Reign of the Emperor Tiberius. Indianapolis: Hackett Publishing Company, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=394289
  • Смолякова, А. (2011). Из стилистического комментария к Catull. 3: tenebricosus. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9E689395