Магистратура
2020/2021
Современная критика
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Практики кураторства в современном искусстве)
Направление:
50.04.03. История искусств
Где читается:
Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж»
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Практики кураторства в современном искусстве
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
8
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предполагает изучение студентами теоретических основ современной критики, формирование понимания роли современной критики в сфере современного искусства, а также получение опыта на практических занятиях, формирующих навыки интерпретации и анализа.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение навыков работы с текстами о современном искусстве
- Приобретение базовых навыков в области критики в сфере современного искусства
- Формирование понимания роли современной критики в сфере современного искусства
Планируемые результаты обучения
- Формулирует основные тезисы о прогрессивном значении авангарда сегодня
- Описывает использование патологии как стратегии в искусстве
- Называет примеры использования телесности как документа и материала
- Называет основных авторов институциональной критики в России и в мире
Содержание учебной дисциплины
- Авангард и социальный прогресс«Абстракция и эмпатия» Вильгельма Воррингера: гуманизм орнамента. «Орнамент и преступление» Адольфа Лооса: украшательство как варварство. «Авангард и китч» Клемента Гринберга: абстракция против тоталитаризма. О прогрессивном значении авангарда сегодня.
- Критик-денди и критик-фланер«Поэт современной жизни» Шарля Бодлера. «Желтая кофта» Владимира Маяковского. «Пассажи» Вальтера Беньямина. «Общество спектакля» Ги Дебора. Рене Рикар и Нью-Йорк 1980-х. Эстетический шоппинг: прогулки по вернисажам.
- Норма и визуальность безумияВан Гог по версии Антонена Арто: «самоубитый обществом». «История безумия в классическую эпоху» Мишеля Фуко: институции-предшественники музеев современного искусства. «Раколотое Я» Р. Д. Лэнга: норма под вопросом. «Капитализм и шизофрения» Жиля Делеза и Феликса Гваттари: система, порождающая безумие. Вне нормы: патология как стратегия в искусстве и его интерпретации.
- Репродукция как революцияАби Варбург и «Атлас «Мнемозина»: история как непрерывный орнамент после Google Images. Воображаемый музей Андре Мальро: «фрагмент важнее целого». «Произведение искусства в эпоху его технологической воспроизводимости» Вальтера Беньямина: понятие ауры. От атласа к мудборду.
- Уликовая парадигмаДжованни Морелли и поиск автора по физиологическим особенностям. «Микеланджело» и «Леонардо да Винчи» Зигмунда Фрейда: психологические мотивации эстетического выбора. Лео Стайнберг об «Авиньонских девицах» Пикассо: кто и когда был в комнате? “Иван Грозный и сын его Иван” Ильи Репина: преступление на полотне и преступления против полотна.
- Портрет и facialityЛев Кулешов и Крис Маркер: киномонтаж и мимика. Категория «лица» и Другой в философии Эммануэля Левинаса. Форма и функция портретных галерей. Faciality Феликса Гваттари. Исчезновение лица в медиа-ландшафте у Бернадетт Вегенштайн. Лицо и идентичность в эпоху AI.
- Искусство и ритуал: письмо антрополога«Искусство и агентность» Артура Гелла: искусство в пространстве ритуала. Уильям Питц о фетишизме старом и новом. Выставочные стратегии этнографических и художественных музеев: точки пересечения.
- Телесность как документ и материал«Тело как архив» Алана Секулы: фотография – инструмент репрессий. «Московский акционизм» Андрея Ковалева: перформанс и фигура наблюдателя. «Некрополитика» Акилле Мбембе и тела угнетенных в «On Blackness and Being» Кристины Шарп. Художник в реальном времени.
- «Выход из белого куба»: пространства искусства и их критика«Сжечь музей»: мобилизационная критика прошлого у футуристов. Брайан О’Догерти и теория возникновения «белого куба». Музейная телесность в «Museum Bodies» Хелен Риз Лихи. Институциональная критика: Андреа Фрейзер, Дуглас Кримп, Бенджамин Бухло. «Museums In Late Democracies» Дипеша Чакраборти: возвращение искусства в жизнь сообществ. Институциональная критика в России.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Оценка промежуточного контроля за 1ый курс + 0.6 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Chakrabarty, D. (2015). Museums in Late Democracies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.799A188
- Levinas, E. (2015). Totality and Infinity. [Place of publication not identified]: The Hebrew university Magnes press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242831
- Mbembe, A., & Corcoran, S. (2019). Necropolitics. Durham: Duke University Press Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2285026
- Wegenstein, B. (2006). Getting Under the Skin : Body and Media Theory. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=156926
Рекомендуемая дополнительная литература
- Sharpe, C. E. (2016). In the Wake : On Blackness and Being. Durham: Duke University Press Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1369592