• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Развитие системных техник от классики к современности

Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Программа направлена на дальнейшее развитие навыков и знаний системного терапевта, полученных студентами в ходе обучения в МП "Системная семейная психотерапия". В ней проводится просмотр видеозаписей терапевтических сессий заметных представителей основных школ классической и современной системной терапии. Обсуждаются варианты работы по особым проблемам и запросам семьи - таким, как секрет в семейной системе, депрессия одного из членов семьи и других. Обучение протекает в форме профессиональных групповых дискуссий по руководством опытных преподавателей практиков. Дисциплина также ставит задачу формирование общего видения обучающимися всего поля Системной семейной терапии, умения сопоставлять и соотносить специфику, представленных на этом поле подходов - классических и современнных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Развитие системных техник от классики к современности » являются: 1) Углубление студентами магистерской программы «ССТ» понимания основных принципов и дальнейшее совершенствование владения методами и техниками работы как в классических, так пост-классических и неоклассических направлениях Системной семейной психотерапии
  • Вслед за подготовкой, полученной студентами в дисциплинах, по каждому из этих направлений, студенты продолжают осваивать логику, основные принципы и техники работы преимущественно с помощью видеотренингов по этим направлениям психотерапии, а также в результате проведения обсуждений, дискуссий и углубленного чтения литературы по указанным направлениям.
  • Наглядно представление возможностей каждого из школ и подходов ССТ в работе с конкретными запросами и «специальными» темами в семейной системе.
  • Знание основных этических принципов и требований в работе психотерапевта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать специфику направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
  • Понимать специфику каждого направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
  • Иметь общее представление о современном поле системной психотерапии, логике развития всего направления в целом.
  • Иметь представление об основных этических аспектах и принципах в работе психотерапевта, Понимать специфику этических аспектов в работе с семьей; знать выработанные на сегодня в профессиональном сообществе как на международном, так и национальном уровне правила и нормы практики, супервизии, научных публикаций системного терапевта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Классические и неклассические направления и школы системной семейной психотерапии в работе со "специальными темами" .
  • Тема 1. Семейная система с членом семьи, страдающим от депрессии.Вариант работы Института Аккермана.
    Терапевтическая работы с парой, где один или оба партнера переживают депрессивное состояние. Супружеская терапия с двумя командами специалистов, с использованием одностороннего зеркала (Пэгги Пэпп, Джеффри Сейбел, Глория Кляйн, Пол Файнберг). Роль гендерных различий в понимании и лечении депрессивных состояний. Преодоление и трансформация привычных гендерных стереотипов поведения и реагирования - особенности и приемы терапевтической работы, Собственная позиция психотерапевта,
  • Тема 2. Вариант терапевтической работы с семьей со взрослыми детьми в Транс-генерационном подходе М. Боуэна.
    Представление и конкретные признаки для определения уровня дифференциации семейной системы; базовый треугольник в семейной системе и уровень проекции тревоги на ребенка; преобладающие паттерны «поглощения» тревоги. Позиция терапевта на сеансе в подходе М.Боуэна, терапевтические способы сохранения нейтральности.
  • Тема 3. Использование генограмм в психотерапии семейных и супружеских проблем.
    Техника и организация процесса пошагового сбора исторической информации о семье клиента. Создания генограммы и контекстуализации проблемы клиента в рамках многопоколенной семейной системы. Изучение связи между проблемой клиента и проблемами расширенной и собственно родительской семьи. Работа с сопротивлением клиента и изменения первоначальных терапевтических гипотез в процессе сбора данных о семейной истории. Расширения контекста рассмотрения проблемы в рамках многопоколенной семейной системы.
  • Тема 4. Работа с супружеской парой в стратегической системной терапии. Вариант стратегической системной терапии в работе с гомосексуальной парой.
    Первая сессии с парой, сочетание индивидуальной и совместной работы. Приемы установления контакта с клиентами в рамках подхода, помощь в осознании каждым каждым из пары последовательность действий, которые приводят к возникновению проблемы в отношениях. Обсуждение достижений пары. Использование техник рефрейминга, парадокса, применения терапевтических установок.
  • Тема 5. Работа с семейными «секретами,» Вариант стратегической работы Института Аккермана.
    Стратегия психотерапевтической работы с «семейным секретом».. Показ и анализ видео сессии.
  • Раздел 2. Трансформация и развитие системной классической психотерапии. Современное состояние подхода.
  • Тема 6. Современное поле системной психотерапии. Основные характеристики всех школ ССП - классика и современность.
    Занятие направлено на суммацию и систематизацию представлений о всех направлениях. Обсуждаются особенности теоретических оснований, техник, построения терапевтического контакта, позиции терапевта, методов каждого из подходов.
  • Тема 7. Трансформация и пути развития системной классической психотерапии.
    Видеозапись интервью ведущего методолога и исследователя ССП Линн Хоффман на тему "Личная история семейной терапии".
  • Раздел 3. Этика психологического консультирования и психотерапевтической практики.
    Разносторонние этические аспекты работы психотерапевтов в различных контекстах, очные терапевтические сессии и кибер-консультирование, Профессиональные кодексы в других странах. Американской Ассоциации Консультантов (ACA), Американской Ассоциации Семейных Терапевтов (AAMFT), как один о из вариантов отражения этики терапевтической работы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповая дискуссия раздел 1
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий групповая дискуссия
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий Групповая дискуссия раздел 1
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий групповая дискуссия
  • неблокирующий эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * групповая дискуссия + 0.4 * Групповая дискуссия раздел 1 + 0.1 * экзамен + 0.1 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная терапия: классика и современность, Будинайте, Г. Л., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга А. Я., 2001